На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Приглашение на казнь

На малой сцене Театра Наций режиссер Марат Гацалов поставил спектакль «Саша, привет!» по одноименному роману современного драматурга Дмитрия Данилова. Книга вышла в этом году и уже получила премию «Ясная Поляна». Инсценировку написал сам автор, и его антиутопия про недалекое будущее звучит с сегодняшней сцены особенно тревожно.

Декорация спектакля (художник Николай Симонов) представляет собой ряды мишеней, установленных, как в тире, на высоких подставках на фоне затянутых в черное стен. Время действия — 2025 год. Главный герой — преподаватель филфака МГУ Сергей Фролов (Игорь Гордин) – приговорен к смертной казни за то, что по переспал с 20-летней студенткой, которой, по законам этого самого недалекого будущего, не хватает года до совершеннолетия. И хотя связь произошла по добровольному согласию, Сергей не пытается сопротивляться или подавать апелляцию, считая, что это все равно ему не поможет, и покорно отправляется в Комбинат исполнения наказаний. Поскольку в стране объявлен «режим всеобщей гуманизации», казнь совершается необычным способом. Каждый день заключенные Комбината, больше напоминающего гостиницу c бесплатным интернетом, по одному отправляются на прогулку через коридор, на потолке которого висит пулемет. Когда он выстрелит, не знает никто, компьютерная программа работает рандомно. «Вы можете дожить у нас до старости», — объявляет Сергею улыбчивый начальник Комбината, неизменно желающий осужденному на смерть «хорошего дня».

После приговора Фролов слышит объяснение в любви от двух красавиц. Одна — та самая студентка (Вера Макаренко), но очевидно, что говорить с ней Сергею уже не о чем. Другая — жена Светлана (Наталья Вдовина), коллега мужа, специализирующаяся на литературе 20-х годов ХХ века. Положение этой умной и сильной женщины не из легких. С одной стороны, ее обуревает обида на супруга за измену, с другой – она в ужасе от несопоставимого с проступком приговора. Чтобы не сойти с ума, в общении с Сергеем, которого до «оформления» в Комбинат на несколько дней оставляют дома, свои чувства Светлана маскирует с помощью иронии. И это роднит ее с мужем, прибегающим в обществе других людей к тому же средству, но от жены-то перед смертью он ожидает сочувствия…

На Комбинате Сергей сначала так боится идти по роковому коридору, что его толкают туда, пристегнув к инвалидной коляске. Но вскоре прогулки входят у заключенного в привычку (поразительно, как ко многому может привыкнуть человек), он начинает даже здороваться с пулеметом, которого на Комбинате называют «Сашей». Сергея хорошо кормят, он заводит аккаунты в соцсетях. Но все равно превращается фактически в живой труп, так как в глазах других людей уже умер. И только Светлана не может его забыть. Кадрящийся к ней на пляже юрист и графоман Виталий (его играет тот же актер, что и начальника Комбината — Артем Тульчинский) дает понять, что апелляция — не столь уж безнадежное занятие. И Светлана принимается за спасение мужа, да так рьяно, что сама оказывается в том же заведении, что и Сергей. Перед тем, как выстрелит Саша, они воссоединяются. В итоге одной из главных тем спектакля становится любовь, которая сильнее смерти, и в этом его отличие от романа, имеющего иной, открытый финал.

Разумеется, постановка — не только о личной истории двух супругов. Она и об ответственности каждого за сложившуюся безжалостную систему, и о бессильном одиночестве перед ней. Посты осужденного Сергея читают тысячи людей, многие сочувствуют, но реально прийти на помощь даже на уровне петиций и апелляций не спешит никто, кроме жены. Притом что «режим всеобщей гуманизации», карающий смертью за связь с несовершеннолетней по добровольному согласию, не наказывает за убийство и изнасилование! Но почему о смысле этого извращенного закона, явно принятого не вчера, Сергей, человек с высшим образованием, задумался лишь тогда, когда беда коснулась его самого? Многие термины, произносимые героями, напоминают оруэлловский новояз. Например, «добровольным возвращением» заключенных в Комбинате называют такое воздействие на них, после которого Сергей и Светлана, как тряпичные куклы, лежат на полу и безостановочно произносят «извините». В воздухе на протяжение всего действия витает ощущение страха, безысходности и иррациональности происходящего. Этой атмосфере способствует и исполнение на сцене артистами группы N’Caged песен, написанных белорусским поэтом Константином Стешиком.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх