На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Николай Бурляев: Я точно знаю, что смерти нет

На днях народный артист России депутат Николай Бурляев прибыл в Белгородскую область для авторского показа собственного документального фильма «Боже! Чувствую приближение твое!», посвященного режиссеру Андрею Тарковскому, с которым Николаю Петровичу посчастливилось тесно сотрудничать. Картина уже идет в российском прокате с высоким рейтингом. Творческая встреча со зрителями прошла в лектории гостиничного комплекса «Ривьера» в 20 км от городка Шебекино, к которому сейчас приковано внимание страны.

Накануне этот старинный промышленный и культурный центр с населением 40 тысяч человек подвергся массовым обстрелам и был сильно разрушен. Николай Бурляев, приехавший из Грозного, где под его руководством проходил кинофорум «Золотой витязь», застал взрывы, увидел дым пожаров. На вопрос «Труда», не опасается ли он за свою жизнь, актер и режиссер ответил так: «Было страшно, когда я в 1999 году попал под бомбежки в Белграде. Теперь не боюсь — точно знаю, что смерти нет. Так и Тарковский думал, об этом писал. Молодым я сомневался в этих словах, но сейчас, на пороге 77-летия, абсолютно верю в вечную жизнь».

Перед показом фильма Николай Бурляев прочитал оду Гаврилы Державина «Бог». Знаменитые стихи сопровождала игра известного белгородского органиста Тимура Халиуллина. В областном центре три органа, в том числе любимый белгородцами стационарный, имеющий 3000 труб и почти 40 регистров, но в этот раз, конечно, пришлось использовать портативный инструмент.

Во время творческой встречи. Фото автора

Свой фильм Бурляев назвал исповедью перед великим режиссером, путь к которой занял 62 года. Николай Петрович вспомнил их первую встречу: «Меня, 13-летнего мальчишку, по рекомендации Андрея Кончаловского, в дипломном фильме которого «Мальчик и голубь» я сыграл главную роль, привели на «Мосфильм» для просмотра на главную роль в «Ивановом детстве». Едва увидев глаза Андрея Тарковского, я понял, что передо мной особенный человек. Много позже я услышал из уст самого режиссера: «Если бы не было Коли Бурляева, то не было бы и съемок этой картины».

Лента «Боже! Чувствую приближение твое!» начинается с лиц любимых актеров Тарковского, которых давно нет: Анатолия Солоницына, Александра Кайдановского, Олега Янковского. Все они ушли в расцвете творческих сил. И сам Тарковский в 54 года умер на чужбине, в Италии. В фильме говорится: «Во время поиска натуры Андрей Арсеньевич сказал, что хотел бы покоиться в Москве на Донском кладбище, и чтобы рядом с могилой рос вяз». Вышло по-другому: прах режиссера захоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Николай Бурляев считает, что именно разлука с Родиной стоила Тарковскому жизни:

«Андрей Арсеньевич не хотел эмигрировать, говорил: «Им не удастся меня выпихнуть». Увы, «им» это удалось. Он поехал в Европу снимать фильм, и советские чиновники от культуры сделали все, чтобы он не вернулся. А так называемые западные доброжелатели убедили остаться за границей. За что и было заплачено жизнью — его буквально сожрала болезнь».

В то же время Николай Бурляев не считает, что в Европе Тарковский снял слабые фильмы: «Последний фильм «Жертвоприношение» — вообще самый сильный, пророческий, приближенный к Богу. В основе — притча о монахе Александре, который посадил сухое дерево, и оно дало плоды! Произошло чудо воскрешения. Чудо Древа жизни».

В кадрах документальной ленты — отчий дом Андрея в Юрьевце, детская колыбелька, церковь, где Тарковского крестили, великая река Волга. Сны режиссера часто возвращали его в детство. Да и сам фильм «Боже! Чувствую приближение твое!» снят, словно греза.

«В моей жизни не было дня без Андрея Тарковского. Часто он приходит ко мне во сне. Спокойный, счастливый, безмятежный. В реальной жизни таким не был — относился к типу людей нервных, беспокойных», — говорит Бурляев.

На вопрос, как работалось с Тарковским, он ответил: «Трудно. Съемки проходили в экстремальных, подчас невыносимых условиях. Сцену падения моего героя в фильме «Андрей Рублев» снимали шесть раз. При жутком холоде, напоре воды (искусственном) я, легко одетый, летел в овраг с обрыва. После съемочного дня был весь изранен. Толя Солоницын делал мне компресс из водки. Тогда впервые Андрей Тарковский посмотрел на меня как на героя».

Андрей Тарковский, Николай Бурляев и Анатолий Солоницын во время съемок новеллы «Колокол» из фильма «Андрей Рублев»

Николай Петрович не скрыл, что производство его картины не у всех вызвало энтузиазм: «К 90-летию Тарковского я подал заявку в Министерство культуры. На первом же этапе получил отказ. Стал выяснять, кто те люди, что вершат судьбы кинематографа. Оказалось, что это в основном популярные блогеры. Мне удалось доказать, что прав я, а не они».

В эти тревожные дни зрители приграничного региона приняли фильм с воодушевлением. Директор белгородского кинотеатра «Победа» Сергей Пирожков выразил желание показать фильм всем жителям области. А еще заступился за молодежь, про которую говорят, будто ее не интересует серьезная кинематография: «Именно молодые приходят на серьезные российские картины. У них в эти дни огромная потребность в настоящем искусстве». Что ж, поверим опытному прокатчику.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх