На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

544 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в ЗаполярьеВице-премьер Хусн...
  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...

Раиса Рязанова: Сейчас дети - с телефонами, а у нас их не было. Вот и вся разница

Видимо, чтобы школьники меньше грустили об окончании летних каникул, в День знаний в прокат вышел приключенческий фильм о подростках «Календарь ма(й)я». Режиссер Виктория Фанасютина сняла его по мотивам бестселлера Виктории Ледерман, написанного в жанре городского фэнтези. Здесь жизнь трех ребят из-за дерзкой шалости одного начинает двигаться в обратном направлении, что дает им шанс по-новому взглянуть на прошлые ошибки и даже кое-что исправить.

В фильме вместе с юными исполнителями снялась актриса Раиса Рязанова. Опыт работы в детском кино у Раисы Ивановны большой, с нею было интересно поговорить — вспомнить и сравнить.

— Что побудило принять участие в «детском» проекте?

— Прежде всего то, что с таким предложением ко мне обратился продюсер Юра Обухов, с которым мы когда-то работали на Студии Горького. На мой взгляд, все свои проекты он делает очень хорошо, притом любит приглашать старых друзей. Привлекло и то, что съемки проходили в Питере.

— Сниматься с детьми сложнее или проще, чем со взрослыми коллегами?

— Конечно, сложнее, особенно когда ребят на площадке много. Пока каждому объяснят его задачу, расставят по местам — глядь, а они уже разбежались. Дети ведь подвижные, эмоциональные... Потом стали текст на камеру произносить — пока один другого слушал, свои слова уже забыл, и надо сцену заново начинать: В общем, получалось все далеко не с первого дубля и даже не с третьего. А работали-то на дебаркадере, посреди воды, солнце уходит — и тени ложатся по-другому, надо камеру переставлять.

— Сильно ли нынешние 12-летние отличаются от детей вашего поколения?

— Да нет, между дублями ребята играли в те же салочки, жмурки, догонялки, что и мы когда-то.

И эмоции у них те же. Просто сейчас все дети — с телефонами, а у нас их не было, вот и вся разница. Каждый приехал на съемку со своей мамой, все быстро перезнакомились, стали общаться и очень старались сыграть старых друзей.

— Вы-то сами в их возрасте какие фильмы любили?

— У нас тогда особого выбора не было — смотрели что показывали. Но в кино ходили с огромным удовольствием, особенно по воскресеньям на 10-часовой сеанс. Билет стоил 10 копеек. Жаль, сейчас старые фильмы редко показывают по телевизору, а в кино их вообще не увидишь. Потому современные дети знают русские сказки гораздо хуже, чем мы когда-то. У кого-то детство и вовсе без них прошло, если только родители им эти сказки не читали дома.

— Может, стоит заново экранизировать такие произведения?

— Думаю, не помешало бы. Нынешние дети советских картин не смотрели. К тому же, отдавая должное старым фильмам, нельзя не заметить, что по технологиям они примитивны, а сегодняшним школьникам спецэффекты интереснее, чем сам сюжет.

— Но то же самое можно сказать и о взрослых, которые сегодня большей частью отдают предпочтение развлекательным лентам.

— Может быть. Но винить за это людей нельзя, у всех же судьба складывается по-своему. К примеру, многие женщины живут тяжело, им хочется отвлечься и посмотреть на красивые платья и дворцы в сериале «Великолепный век».

— Но вас-то саму прославил фильм без роскошных костюмов, зато очень душевный — «Москва слезам не верит». Кстати, вы предполагали, что картина станет так знаменита?

— Были такие мысли, ведь до этого Володя Меньшов снял «Розыгрыш», за который получил Государственную премию РСФСР. Нашу актерскую натуру он знал прекрасно, отлично справлялся с задачей — объяснить нам, что делать, а дальше просто не мешать.

— Общаетесь ли вы с актрисами, сыгравшими тогда двух ваших лучших подруг?

— Только когда встречаемся на съемках. Недавно я была у Веры Алентовой на юбилее, видела ее в главной роли в спектакле «Мадам Рубинштейн». Она много над собой работает, находится в очень хорошей физической и актерской форме.

— Вам тоже есть чем гордиться, не каждая актриса решится впервые выйти на сцену в 60 лет, как сделали вы в 2005 году в спектакле «Кукла для невесты» в Театре-студии под руководством Олега Табакова.

— Просто до этого я долго сидела без работы, что, понятно, мне очень не нравилось. Зато «Кукла для невесты» продержалась 16 с половиной сезонов: сначала мы ее играли в подвале на улице Чаплыгина, потом перешли на сцену на Сухаревской. От зрителей знаю, что многие из них смотрели наш спектакль по несколько раз. А сейчас я работаю в антрепризе, об участии в которой мечтала много лет. У меня четыре спектакля: «Любовь и голуби», «Авантюристы поневоле», «Незамужняя женщина» и «Аккомпаниатор».

— Какие из фильмов с собственным участием вам особенно дороги?

— Да каждый чем-то дорог. Конечно, мне всегда нравились картины, где роль пообъемнее. Но когда слишком долго снимаешься, устаешь, дыхалка кончается — так у меня было с 200-серийным сериалом «Не родись красивой». Ведь, участвуя в таком проекте, очень поздно ложишься и рано встаешь — не высыпаешься. Да просто утомляет однообразие, когда на протяжении десятков серий ты играешь все того же помощника модельера и ходишь с надоевшими иголками и сантиметром. Игравший моего коллегу-серба Виталик Егоров жаловался, что уже и дома стал с сербским акцентом говорить...

— Вам доводилось сниматься с великими партнерами. Кто из них оставил в памяти наибольший след?

— К сожалению, эти встречи были короче, чем хотелось бы. С Алексеем Баталовым нам дали одну совместную сцену на кухне — а он очень нравился мне как актер. И человек он был изумительный — воспитанный, начитанный. Про его учеников во ВГИКе говорили: «Смотрите, баталовские идут!» Еще моими партнерами были Родион Нахапетов, Вячеслав Тихонов, Николай Крючков... Они не вели себя как небожители — могли, например, в перерыве между съемками по-простецки лузгать семечки и коллег угощать: «У одной бабки купил — на, попробуй!» Часто приходится слышать — мол, актеры между собой не ладят, но эти люди для таких выводов ни малейшего повода не давали.

— Вы сыграли главную роль в фильме Александра Роу «Золотые рога». Чем запомнилась работа с классиком киносказки?

— Александр Артурович был постоянен в своих привязанностях: Георгий Милляр у него всегда играл чертей и ведьм, Анастасия Зуева — сказительницу, Вера Алтайская — нечисть женского рода... Так что съемочная группа была сплоченной, как семья. Еще у Роу было два любимых города для работы: русскую природу он снимал в Звенигороде, а экзотические горы и море — в Ялте. Все актеры в экспедицию уезжали вместе и жили там подолгу. Занят ты в съемках на следующий день или нет, Роу никого никуда не отпускал. Работать с ним мне было легко, но я и относилась к работе ответственно, роль всегда знала наизусть. А то сейчас, бывает, приходит на съемку молоденькая актриса и говорит: «Извините, можно я перед репетицией свой текст прочту?» И вот вся группа сидит и ждет, пока она его выучит...

Вечерами в гостинице Александр Артурович любил собрать всех вместе, чтобы смотреть фигурное катание. Сам он сидел в первом ряду и заранее ставил баллы всем фигуристам, которые потом, как правило, совпадали с оценками судей. Я и сама до сих пор люблю этот вид спорта. Особенно интересно смотреть на дуэты: и как он ее поддерживает, и как она ему благодарна, и как они в глаза друг другу смотрят.

— Вы и в фильмах снимаетесь, и в антрепризе выступаете, и огородом на даче занимаетесь, и автомобиль водите: Как удается все успеть?

— Бывает, и не успеваю. В этом году, например, из-за работы саженцы весной не посадила, так что на огороде почти ничего и не выросло, кроме смородины и малины, растущих сами по себе. В фильмах я сейчас не так много снимаюсь, в основном в эпизодах. А антреприза идет в охотку: хочу — работаю, не хочу — вместо меня в этот день другая актриса сыграет.

— Сейчас, в пору «новой этики», стало модно говорить, что герой Баталова в фильме «Москва слезам не верит» и бесцеремонен, и возлюбленной манипулирует...

— Абсолютно с этим не согласна! Могла ли Катерина в финале сказать такому человеку: «Как долго я тебя искала»? Нет, она произнесла это потому, что почувствовала себя счастливой именно с ним: Тут и гадать нечего!

 

Ссылка на первоисточник
наверх