На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Изюмные бомбардировки

75 лет назад началась Потсдамская конференция стран-победительниц (СССР, США, Великобритания, позже к ним присоединилась Франция), закрепившая послевоенное устройство Германии. Но взаимоотношения союзников стали накаляться уже чуть ли не на следующий день после конференции. А через три года, летом 1948 года, развернулась масштабная военная операция, продолжавшаяся почти 11 месяцев. На Западе она считается чуть ли не первой битвой холодной войны. Одно из названий, под которым это событие вошло в историю, — «Берлинский воздушный мост». А еще — «изюмные бомбардировки».

Этот снимок (вверху) сделан в Западном Берлине в июле 1948-го. Почему детвора с таким восторгом приветствует самолет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить те исторические реалии. После окончания Второй мировой вскоре запахло войной новой — пока еще холодной. Слишком разными были представления о послевоенном устройстве Германии у западных союзников и СССР. В результате «западники» объединили свои зоны, образовав в июне 1948 года Тризонию (США, Великобритания и Франция). И ввели новую валюту, дойчемарку, вместо вконец обесцененной рейхсмарки (роль денег тогда фактически играли... сигареты). В ответ в советской зоне Германии тоже провели денежную реформу — и закрыли границы.

Западный Берлин, целиком находившийся в восточном секторе, оказался отрезан от всех источников снабжения: сухопутные и водные пути, о которых существовали лишь устные договоренности, перекрыли, официально действовали лишь три воздушных коридора. Их-то союзники и решили использовать для снабжения своих армий и населения Западного Берлина (в общей сложности — 2,5 млн человек). Берлинский воздушный мост реально заработал 26 июня, когда в аэропорту Темпельхоф приземлился американский военно-транспортный «дуглас». В числе первых летчиков был лейтенант Гейл Хелворсен, которому и пришла эта идея — помимо доставки основного груза сбрасывать сладости берлинской детворе. Например, конфеты или пакетики с изюмом.

Весь вечер Хелворсен со вторым пилотом и механиком раскладывали гостинцы из своих запасов по пакетикам и привязывали к ним носовые платки — импровизированные парашюты. Все это делалось без разрешения командования, на свой страх и риск. И только когда спустя месяц-другой на почте спросили, не их ли экипажу тут пришел мешок писем, летчики поняли, что попались! Да, десятки писем адресовались «летчику, качающему крыльями». В них — благодарности и рассказы о том, как они, ребятишки, играют в «изюмные бомбардировки» (на снимке, август 1948 года).

«Главного нарушителя» все-таки вызвали к командиру. И тот сообщил, что хотел было засадить его на гауптвахту за самоуправство, но, поразмыслив, решил объявить «сладкую операцию». Дело приняло размах: весной 1949 года уже 25 экипажей «бомбили» город, сбрасывая 20 тонн конфет. А ведь воздушный мост и без того работал с огромной нагрузкой: 1,4 тысячи рейсов в сутки, «дугласы» вылетали и садились с перерывом в 3 минуты. Однако и пакетикам с изюмом и конфетами находилось место среди грузов первой необходимости.

Так было до 12 мая, когда блокаду Берлина наконец-то сняли. Через 10 дней на территории Тризонии образовалась ФРГ, а в сентябре в восточном секторе — Германская Демократическая Республика (ГДР). До объединения Германии оставалось еще 40 лет...

Сейчас в Темпельхофе (нынче это не аэродром, а просто парк) и во Франкфурте-на-Майне стоят две изогнутые по направлению друг к другу стелы, символизирующие начало и конец воздушного моста (на снимке — та, что в Темпельхофе). А в музее авиации в Гатове можно увидеть тот самый самолет, который совершил последний рейс по воздушному мосту.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх