На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

В этом музее экспонаты надо трогать руками

Первый в России музей архитектурной художественной керамики «Керамарх» открыл свою экспозицию в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Этого события ждали давно, и особенно в Северной столице, где слишком многое утрачено в художественном убранстве зданий.

Изразцовые печи редкой красоты в парадных и квартирах рядовой петербургской застройки, камины и витражи времен последних русских императоров, уникальные образцы керамического декора фасадов жилых, общественных и культовых зданий Петербурга, казалось, потеряны навсегда. Но утраты как раз и составили основу «Керамарха», открытием которого свое столетие встречает Музей истории Санкт-Петербурга.

Когда одни ломали, другие спасали. По словам директора музея истории города Александра Колякина, в фонде архитектурных деталей в Петропавловской крепости хранится более 11 тысяч предметов. «Значительная часть коллекции была сформирована в 1970-1980-е годы, когда в ходе капремонта или сноса исторических петербургских зданий в музей поступали элементы декоративной отделки фасадов и интерьеров. Как раз благодаря музею многое удалось спасти», — объясняет Александр Николаевич.

Для музея керамики понадобились не только предметы из фонда архитектурных деталей, но еще воля, энергия и любовь к делу директора реставрационно-строительной компании «Паллада» Константина Лихолата. Его компания занимается возрождением керамического производства в стране, ей доверяют специалисты. Неслучайно коллекцию «Керамарха» наряду с собранием печей Лихолата дополнили предметы из Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф», Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Государственного музея керамики и усадьбы Кусково XVIII века, Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея, Иркутского областного краеведческого музея, Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Гомельского дворцово-паркового ансамбля...

Среди экспонатов — работы архитекторов А.П. Брюллова, Ф.И. Лидваля, А.И. Штакеншнейдера, Уно Ульберга, известного художника-керамиста П.К. Ваулина. Представлена архитектурная керамика ведущих отечественных и европейских производств — мастерской Л.П. Бонафеде, товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, художественно-керамического производства «Гельдвейн — Ваулин», Ракколаниокского гончарного завода, завода «Або», Саксонской печной фабрики Эрнста Тайхерта в Майсене.

В новом музее более 200 экспонатов показывают историю развития декоративной керамики в архитектуре — от первых гончарных дворов XVIII века до изысков модерна начала ХХ века, рассказывают о работах знаменитых художников, о мастерских и заводах, выпускавших архитектурную керамику, о технологиях ее изготовления и реставрации. Здесь представлены изразцовые печи и камины, долгое время считавшиеся неотъемлемой частью русского интерьера, редкие образцы декора знаменитых зданий Петербурга — куполов Соборной мечети, Петроградского губернского кредитного общества (ныне «Дом Кино»), черепицы крыши музея А.В. Суворова, семимет-ровое панно с фасада дома на площади Труда, многоцветные керамические киоты, метлахская плитка и клейма в доходных домах Санкт-Петербурга эпохи модерна.

Изысканная голландская изразцовая плитка из дворцовых покоев заставила дрогнуть мое сердце: лет 30 назад точно такую же я видела в Шереметевском дворце на Фонтанке. Тогда из Фонтанного дома выехал прежний пользователь, и на какое-то время дворец остался один на один с вандалами. Я шла по дворцовым лестницам и переходам, ставшим внезапно такими опасными, тут и там попадались удивительной красоты камины, а вокруг слышался стук молотков. Когда через несколько минут возвращалась, вокруг уже чернели дыры от ворованной плитки. И вот довелось встретиться с каминами снова, уже в музее, уже спасенными.

И кстати, здесь их можно трогать руками. Архитектор Ольга Ушакова рассказала, что авторы экспозиции сделали упор на тактильном восприятии: «Русской керамике изначально был присущ рельефный, фактурный, выпуклый изразец, европейской же — наоборот, плоский. Наши мастера этого не признавали. В нашем музее можно трогать экспонаты. Мы запланировали большую интерактивную программу для детей. К примеру, они смогут сами собрать печь. И понять, что керамика — это на века, что она одновременно хрупкая и прочная». Это парадоксальное сочетание «хрупкости и вечности» зафиксировано в самом музее, где в полу сделаны археологические витрины с керамическими находками.

Одна из особенностей нового музея в том, что его посетители получат возможность живого контакта с произведениями монументального искусства, украшавшими в прошлом фасады петербургских зданий. Историк архитектуры Мария Макогонова, куратор экспозиции музея «Керамарх», считает, что Петербург — город керамический... В грудах строительного мусора ленинградцы собирали замечательные изразцы, фрагменты архитектурного убранства, хранили у себя дома, а потом несли в музей. В экспозиции пока история керамики до 1917 года. Но будет и продолжение этой истории.

— Первые кирпичные фабрики основаны еще при Петре I, первая в России мастерская художественной архитектурной керамики была основана в 1845 году именно в Петербурге, — рассказала Мария Макогонова читателям «Труда». — Сейчас время железобетона, стали и стекла, хотя и керамику в современной архитектуре используют. Пока у нас еще не керамическое время. Но, безусловно, оно наступит. Крыша знаменитого оперного театра в Сиднее покрыта более чем миллионом керамических плиток. Керамика не горит, она стойка к загрязнениям, керамика легкая. Так что ее время еще впереди.

Сотрудники «Керамарха» надеются, что коллекция музея будет пополняться и займет новые бастионы Петропавловской крепости. В одном из них в день открытия музея стартовала научная конференция «Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии», на которую собрались керамисты из России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Польши, Германии. Вышел в свет первый выпуск научного журнала «Архитектурная керамика мира», его электронная версия доступна на сайте музея без регистрации и оплаты.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх