На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Александр Ильин-старший: Не жалею даже об ошибках. Все они шли мне на пользу

Аккурат к наступившим летним каникулам состоялась премьера семейного приключенческого фильма «Солнце на вкус» режиссера Эльдара Салаватова. Картина рассказывает, как 12-летний Тимур отправился в Узбекистан навестить дедушку и там попал в череду фантастических событий. Лента вышла очень красивой, съемки проходили на реальных памятниках архитектуры и истории. Интересно и то, что фильм, снятый кинокомпанией «Спутник Восток Продакшн» по заказу агентства кинематографии Узбекистана и при участии Министерства культуры РФ, стал первым опытом творческого сотрудничества между нашими двумя странами в сфере кино. Фильм уже замечен международной премией «Makers & Shakers Awards 2021» в номинации «Выдающееся творческое использование местоположения», войдя в ее шорт-лист, где, правда, уступил первенство «Варягу» с Александром Скарсгардом и Николь Кидман. О съемках «Солнца...» мы поговорили с Александром Ильиным, сыгравшим дедушку главного героя.

— Александр Адольфович, охотно согласились на роль в этом фильме?

— Не просто охотно, а с огромным удовольствием: наконец-то пригласили в кино про доброту, а не в боевик. Сейчас в жизни все больше негатива, а эта картина дарит положительные эмоции, чувство сострадания к тому, кто рядом с тобой. У меня самого четыре внука, и хочется, чтобы они умели думать не только о себе, но и об окружающих. Вот сейчас некоторые деятели от искусства говорят, что в советские годы детские фильмы зрителя воспитывали. Причем иногда говорят это с оттенком осуждения. Но ведь что еще должно воспитывать, как не хорошие картины? Исподволь, конечно, не в лоб. Потому что навязчивое морализирование у ребенка, да и вообще у любого нормального человека сразу вызывает отторжение.

— А выдерживают ли современные детские фильмы сравнение с картинами советских лет?

— «Солнце на вкус» — однозначно да. Про другие не скажу, потому что я их не видел. Внуки больше современными мультиками интересуются, которые я не могу смотреть. По-моему, очень заметно, что все эти глаза на пол-лица, как в японском аниме, рисует компьютер, а не живые художники. Мультяшные персонажи моего детства запомнились более теплыми, яркими и живыми. Правда, в основном это были не люди, а зайчики и лисички, но мне-то они нравились.

— Наверное, для вас, вырастившего трех сыновей, тоже ставших актерами, не проблема общаться с детьми на съемочной площадке?

— Дети бывают разные, с некоторыми приходится долго репетировать, так сказать, настраивать на нужную волну. Но с Леней Басовым, сыгравшим внука моего персонажа, работалось очень комфортно. Что объяснимо: парень из актерской семьи.

Дед и внук смело отправляются навстречу приключениям

— Поделитесь впечатлениями от съемок в Узбекистане.

— Так получилось, что я объездил полмира, но этой страны не видел. Узбекистан на меня произвел такое сильное впечатление, что теперь всем знакомым рекомендую там побывать. Местные жители исключительно приветливы и дружелюбны. Был такой случай: в перерыве съемок эпизода на ташкентском базаре «Чорсу» я пошел покупать ткань для штор, которую заказали мне домашние. Вернулся на площадку. Через час меня там находит продавец, хотя это довольно далеко от его торговой точки — базар огромный, — и говорит: мол, ошибся, что-то там недомерил, принес недостающую ткань... В общем, мне все очень понравилось, вот только узбекскую жару я переносил с трудом. Несмотря на то что мы снимали в апреле и мае, на улице уже было под 40 градусов. Думаю, если бы остались еще на июнь, то я бы просто не выдержал. Хотя как только я выходил из кадра, чудесная Зульфия, ассистент режиссера, раскрывала зонтик и весь рабочий день его надо мной носила, так что даже неудобно становилось, я ей предлагал: «Хотите, теперь я над вами зонтик подержу»? Спасался только в зданиях с кондиционерами, но там тоже нужна осторожность — легко можно простудиться. Зато очень комфортно нам было в мечетях и других старинных зданиях с куполами. Тоже прохладно, но не за счет кондиционеров, а благодаря предусмотренной зодчими особой системе вентиляции.

Фильм снимался на фоне реальных памятников архитектуры

— Съемочная группа побывала в разных городах Узбекистана. Какие больше запомнились?

— Старые кварталы Ташкента, Бухары, Самарканда — это просто чудо, красота неописуемая. А еще там потрясающе живописная природа — восхитительные горы, реки. Весной местные уже купались, но мне, к сожалению, не пришлось — все время был в гриме и костюме.

Вот та таинственная вещь, которая повела героев в их рискованное путешествие по временам и цивилизациям

— Какой фильм вы особенно любили в вашем детстве?

— «Судьбу барабанщика», смотрел его несколько раз. Теперь эту картину по телевизору не увидишь, да и лет 30 назад, когда мои сыновья были маленькими, ее уже редко показывали. А любимая книга в школьные годы — «Зверобой» Фенимора Купера. Отец, актер Адольф Алексеевич Ильин, собрал хорошую библиотеку со всеми подписными изданиями, которые тогда можно было достать. Среди зарубежных книг помню, например, Диккенса... Я не то чтобы от корки до корки, но практически все из этой библиотеки прочитал. Хотя еще успевал и во дворе побегать, да и вообще никто меня к чтению не принуждал. Только один-единственный раз, когда папа меня, 10-летнего, взял с собой на гастроли в Куйбышев (нынешнюю Самару). Он, видимо, боялся, что я в его отсутствие убегу на Волгу, поэтому, уходя в театр, сказал: «Чтобы сидел в гостинице и читал от сих до сих, приду — спрошу». Как сейчас помню, это была «Хижина дяди Тома». Читал, но больше, конечно, смотрел в окно, ведь от принуждения желание что-то делать пропадает... Когда росли мои сыновья, у них, как и у меня, с чтением проблем не было, они это занятие до сих пор любят и еще нам с женой интересные книги несут.

— Правда ли, что ваш отец не хотел, чтобы вы с братом Владимиром становились актерами?

— Да, он нас отдал в английскую школу — наверное, мечтал, чтобы мы стали дипломатами. Но я вырос за кулисами и иного пути, как актерский, для себя не видел.

— Вы с братом никогда не завидовали профессиональным успехам друг друга?

— Нет, мы вообще никогда ни в чем не соревновались. И решение идти на актерский каждый из нас принимал самостоятельно: сначала Володя, который на пять лет старше, потом я. Правда, в Свердловское театральное училище меня не взяли, можно сказать, из-за брата. Я уже все туры прошел, а тут педагоги спрашивают, не родственник ли я Володе. И, услышав утвердительный ответ, «завернули» — мол, на второго Ильина у них уже нервов не хватит. Но я без труда поступил в Новосибирское театральное, где мне очень нравилось, так что на брата обиды не держу.

— Вы снимались в фильмах совместно и с Владимиром, и с собственными сыновьями. Каково это — работать с родными людьми?

— Абсолютно так же, как с другими партнерами. Ведь когда мы выходим на площадку, то становимся уже другими личностями.

— Сыновья советуются с вами по профессиональным вопросам?

— Раньше бывало, но редко и по мелочам. В основном им, видимо, и так понятно дело, которым они занимаются. Кстати, двое из них, Леша с Саней (Александра Ильина — младшего зрители знают по одной из главных ролей в сериале «Интерны». — «Труд»), еще в детстве выходили на сцену в спектаклях Театра имени Маяковского, где я работал.

— Среди молодежи вы сейчас известны по сериалу «Кухня», а люди постарше помнят вас в знаменитом фильме «Следствие ведут ЗнаТоКи», где вы сыграли бандита по прозвищу Тыква.

— Да, и после выхода картины меня этой Тыквой доставали, как Раневскую — Мулей. Но вот что занятно: несколько лет назад я опять сыграл бандита по кличке Тыква, в фильме «Вспышка». А про работу в «Следствии...» помню забавный эпизод. Мы снимали сцену в милиции, возникла пауза, надо было переставить свет, я так и сижу в наручниках, рядом со мной — настоящие милиционеры. И я предлагаю: «Хотите, фокус покажу?» В молодости я подсмотрел у одного фокусника, как освобождаться от цепи, которой наручники крепят, например, к стене. Говорю: «Пропустите провод телефонной трубки (он длинный был) через мои наручники, а потом отвернитесь от меня и смотрите только на трубку». Они это сделали, через пару минут поворачиваются, а я уже в другой комнате. Милиционеры потом все допытывались, как мне это удалось...

— Вы долго работали в Театре имени Маяковского, но несколько лет назад ушли оттуда. По сцене не скучаете?

— Я перенес серьезную операцию, после которой врачи посоветовали мне больше двигаться и дышать чистым воздухом. Поэтому я переехал в деревню. Вот буквально вчера мне предложили участвовать в спектакле одного театра, прислали пьесу, но я, к сожалению, живу в 200 км от Москвы и не могу регулярно приезжать на репетиции. Да и вообще современный театр мне не близок, потому что форма в нем, по-моему, превалирует над содержанием. И сыновья мои тоже так думают, ни один из них в театре не играет — предпочитают работать в кино... Вот у Андрея Гончарова, который взял меня в театр, форма и содержание как-то правильно соединялись. Одним из моих любимых его спектаклей был «Человек из Ламанчи», где Александр Лазарев играл Дон Кихота, а Евгений Леонов — Санчо Пансу. Актеры там пели, танцевали, всегда были в движении — и все это работало на высокий смысл целого.

— Не скучаете по городской жизни?

— Нет, мне есть чем заняться. За моим участком начинаются болотистые места, которые я потихоньку осушаю — посадил там уже больше тысячи деревьев. И знаете, какой результат? Раньше я в собственном пруду купался в накомарнике, потому как донимали оводы. А теперь их там нет — не любят хвойных деревьев. А дубовые желуди я привозил с гастролей по всему миру — из Канады, США... В общем, можно сказать, мое нынешнее хобби — лесоводство.

— О чем-нибудь в жизни жалеете?

— Не жалею даже об ошибках, потому что и они в конечном итоге шли мне на пользу.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх