На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

544 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в ЗаполярьеВице-премьер Хусн...
  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...

Снова об отцах и детях. И матерях тоже

За 200-летним юбилеем драматурга Островского, широко отмечаемым в нынешнем году, как-то потерялся его младший коллега - Горький. Пьесы которого, однако, в наше время не менее востребованы. Зря, что ли, ломится зритель, например, на «Вассу (Мать)» (по «Вассе Железновой»), поставленную в петербургском Молодежном театре – кстати, к 155-летию Алексея Максимовича: тоже дата!

Речь не о поздней редакции знаменитой пьесы 1935 года «с революционным уклоном», более привычной для отечественных подмостков и киноэкранов, а об изначальной, написанной двадцатью пятью годами ранее и теперь несколько подзабытой.

Между тем страсти там разгораются не менее бурные. Правда, не из-за жестокой ломки семейных традиций на фоне рушащихся государственных устоев, что педалировано в советской версии, а из-за власти денег. Именно она довлеет над жесткой до безжалостности к своим детям-отступникам матерью большого богатого семейства. А считает их Васса отступниками потому, что живут не по ее законам. Отсюда их моральное, с ее точки зрения, разложение.

Поставил «старую-новую» горьковскую «Вассу» худрук «Молодежки» Семен Спивак, в числе любимых авторов которого Горький раньше вроде бы не числился. Но актриса театра Екатерина Унтилова, давно мечтавшая о роли Железновой, сумела убедить его в актуальности темы. Сама же и подготовила с коллегами эскиз первого акта пьесы, и затем уже плотно работала с худруком над режиссурой.

В ее исполнении могущественная бизнес-леди (владелица пароходной компании на Волге – это вам не «королева бензоколонки») всеми силами старается сохранить семью, борется за своих детей, как умеет.

А умеет только властно: где окриком, где надавить, да так, чтобы уж и не рыпались. Не разбираясь в характерах, не интересуясь ничьим мнением, никого не щадя. Но вот беда: они-таки рыпаются. Потому что несправедлива к ним мать. Любит их не сердцем, а с оглядкой на свой капитал. Его-то она и пытается сохранить в первую очередь.

Всех одолела – кого силой, кого хитростью. Тут бы ей и возрадоваться! Но и сама, как оказалось, сломалась – иссякла её властная сила в этой внутрисемейной борьбе. Финал закономерный – Васса умирает на глазах у детей. То ли инфаркт, то ли кто подсыпал ей в чай отраву. У Железновых это дело обычное. Называется возмездием.

Такая вот невеселая история из серии «Отцы и дети». Извечная проблема с поправкой на время. В том числе наше нынешнее. К нему режиссер и актеры отсылают зрителя. Предлагая взглянуть прежде всего на себя и свои устои. Домострой ведь никто не отменял. Более того, с развитием цифровых технологий он вышел в публичное пространство, где любой желающий может примерить на себя роль Вассы. И ведь примеряют!..

Текущий 45-йсезон Молодежного театра обещает еще одну долгожданную премьеру – «Прощание в июне» по пьесе Вампилова с участием выпускного курса Семена Спивака в РГИСИ (бывшем ЛГИТМиКе). Ждали театралы также спектакль-притчу «Ящерица» по одному из лучших творений Александра Володина, хотя, может быть, не так прославленному, как его «Пять вечеров». Пьесу эту ставили в свое время в небольших театрах Москвы. И в Петербурге репетиции уже было начались. Но тут сын знаменитого советского/российского драматурга, обосновавшийся в США, не дал разрешения на новую постановку. Отказ объяснил «неподходящей ситуацией в мире»…

 

Ссылка на первоисточник
наверх