Премьер-министр РФ Михаил Мишустин пообещал запустить в стране массовое производство планшетов для школ на отечественной операционной системе. «Эти устройства будут предоставляться учителям для работы с электронным образовательным контентом», – заявил глава правительства.
Чтобы по достоинству оценить проект, напомним, что, по данным Росстата, в нашей стране более 1,2 млн школьных учителей, 154 тысячи преподавателей и мастеров среднего профтехобразования, более 178 тысяч преподавателей вузов и 620 тысяч педагогов, работающих с дошколятами.
Кроме того, в России работают 211 тысяч педагогов дополнительного образования.То есть, потенциальный рынок впечатляет. Для сравнения – лидер мирового рынка планшетов, компания Apple, реализовала в прошлом году по всему миру 48,5 млн устройств; за ней идет Samsung с 26,2 млн гаджетов, и лишь на третьем месте китайская Lenovo с 9,3 млн отгруженных устройств и рыночной долей в 7,2%. Правда, во всех этих планшетах использованы зарубежные электронные компоненты, выпускаемые миллиардными тиражами, что кардинально снижает себестоимость готовых изделий, повышая в разы прибыли конечных производителей. Но кто мешает россиянам использовать такую же технологию «с миру по нитке»?
Напомним, что на заре мирового электронного бума в нашей стране из каждых четырех компьютеров три собирались в России из зарубежных комплектующих, завезенных челноками, «на коленках» студенческих умельцев в Москве, Петербурге и Новосибирске. В Китае тем же самым еще раньше занялась группа из 10 китайских ученых, в итоге создавших компанию New Technology Developer Incorporated. В 1993 году они выпустили первый в Китае персональный компьютер на базе 586-го процессора Pentium, а в 1996 году – первый ноутбук. Так рождалась нынешняя Lenovo с ее триллионными оборотами.
У нас подобный проект благополучно провалил Анатолий Чубайс. В 2010 году, заняв должность главы «Роснано», он предложил оснастить отечественными планшетами все учебные заведения страны и даже создал для этих целей ООО «Пластик Лоджик», которое должно было построить завод в Зеленограде для производства сотен миллионов гаджетов – для всех школьников страны. Бывший главный приватизатор даже демонстрировал в коридорах власти прототип планшета Plastic Logic 100 с гибким экраном. Правда, создателем гаджета была британская компания, но «Роснано» предложила себя в инвесторы и обещала, что тот станет российской собственностью.
Уже в 2011 году Чубайс обещал выпустить в продажу первые устройства. А в 2015 году признал провал проекта: не удалось ни построить завод, ни выкупить технологии. И никто не спросил: «Ну технологии тебе не продали, так бывает. А где обещанный завод?»
Нынче Чубайс гуляет за рубежами нашей страны, но у России есть шанс реализации крупного и перспективного высокотехнологичного проекта. Во-первых, потому, что планшеты по-прежнему нужны, а стоимость их привоза из-за рубежа взлетела до небес и любое местное производство себя окупит. Во-вторых, потому, что наша страна уже «переполнена» кадрами электронщиков: на 2 октября 2024 года в России зарегистрировано 6146 действующих юридических лиц, занятых ремонтом компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. Как вы думаете, если предложить им не ремонтировать, а собирать компьютеры, они сумеют?
О том, чтобы оснастить эту продукцию отечественным программным обеспечением, я не беспокоюсь ни минуты: российские программисты считаются одними из лучших на планете, и за рубеж пока уехали далеко не все.
Одна беда: слабо верится, что найдутся в стране талантливые предприниматели для организации всей цепочки новой отрасли – от сплошного завоза комплектующих до их поэтапного производства на российской территории с постепенным созданием «русского Lenovo». Или придется позвать китайцев?
Но главное: даже близко не подпускайте Чубайса!
Свежие комментарии