На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Олег Солнцев: Отчего подорожало подсолнечное масло

Вы, конечно, помните слова Гиппократа, сказанные им еще 24 века назад: «Мы — это то, что мы едим». Вот только как разобраться в изобилии на прилавках, броско упакованном и усердно рекламируемом? Мы решили позвать на помощь Олега Солнцева, журналиста и ведущего программы «НашПотребНадзор», выходящей на телеканале НТВ. Уже несколько лет в этой программе зрителям разъясняют, как отличить качественную продукцию от низкосортной и c помощью каких «технологий» нас стараются ввести в заблуждение иные производители и торговцы.

— Олег, вы готовитесь к старту нового телесезона и обещаете начать его с рассказа о наболевшем — о повышении цен на продукты. Не намекнете, к чему нам готовиться осенью?

— К чему готовиться, не знает никто, потому что на цены влияет колоссальное количество факторов. И это не только сговоры производителей и продавцов. К примеру, кто мог предвидеть, что в Европе весной ударят заморозки и оливковые деревья замерзнут под снегом? Упало производство оливкового масла, а из-за пандемии сократился выпуск пальмового масла в Азии, зато в России подскочил спрос на подсолнечное масло и, соответственно, цена на него. Мы в нашей программе стремимся такого рода обстоятельства проанализировать с экспертами.

— Важны ли телезрителю такие тонкости? Его-то больше интересует конечный результат — цена...

— Тонкости в таком деле, как еда, важны и интересны. А мне хотелось бы подвести наших зрителей к простой, но важной мысли: к покупкам в продуктовом магазине надо подходить осознанно и ответственно, обращая внимание на «мелочи». Для начала давайте вчитываться в этикетку с составом продукта.

— Ну, на этикетке написать можно что угодно.

— Вы правы, но только отчасти. Однажды мы исследовали сливочные сосиски, в которые должна входить говядина — самое дорогое мясо, а также 20-процентные сливки. И, представьте, нашлись производители, в «сливочных сосисках» которых, как показал анализ, не было даже крошечной ДНК говядины. Хотя такая откровенная фальсификация встречается не так часто. Серьезный производитель не станет рисковать репутацией и врать в глаза покупателям — можно нарваться на иски, которые обойдутся гораздо дороже, чем экономия на говядине.

— Какие еще производства вам удалось посетить?

— Да мы практически все направления пищевой индустрии охватили: мукомольное, хлебопекарное, макаронное, колбасное... Причем не только в России. Например, были в Норвегии на ферме, где выращивают рыбу. Оказалось, всю аквакультурную (то есть выращенную в искусственных условиях) семгу красят. Живущая в природе, эта рыба ест планктонных рачков, которые питаются особыми водорослями, и вот из тех водорослей через рачков в рыбу попадает пигмент, окрашивающий мясо лососевых в красный цвет. Но на фермах планктона нет, рыбу кормят комбикормом, в который добавляют краску, от пунцовой до бледно-розовой — в зависимости от того, какой оттенок та или иная торговая сеть считает ходовым у покупателя. Но 10 лет назад один из таких красителей был признан токсичным. Европа постепенно отказывается от искусственного крашения лососевого мяса, так что и в наших магазинах семга будет становиться все бледнее. А если не будет, то это повод усомниться в качестве товара.

Именно к таким не очень порядочным производителям мы забираемся честными и всякими путями, чтобы открыть зрителю глаза на правду.

— Как это — «честными и всякими»?

— Если говорить в самом общем плане: Бывает, мы представляемся бизнесменами или сотрудниками неких организаций, договариваемся о поставках. Это большая и кропотливая работа — как у следователя в уголовном розыске.

— А снимаете скрытой камерой?

— Снимать скрытой камерой в РФ запрещено. Поэтому отвечу так: снимаем. На одной из мукомолен мы заказали партию муки и сказали, что хлеб будем продавать в школу и что товар нам нужен подешевле. Продавцы разоткровенничались: оказалось, к ним с такими запросами приходят многие.

И подкопаться к ловкачам трудно из-за дыр в законодательстве. А недавно с подачи нашей программы была урегулирована ситуация, когда производители из самой дешевой фуражной пшеницы кое-как лепили нечто похожее на макароны, а на упаковках писали, будто это сделано из твердых сортов зерна. После того как мы выпустили несколько резонансных расследований на эту тему, ведущий НИИ хлебопекарной промышленности сообщил, что создает новый ГОСТ и обновляет стандарты лабораторных исследований. Дело сдвинулось с мертвой точки.

Похожий скандал был и после нашего расследования, связанного с коньяком, качество которого в России никак не регулируется. В Европе каждая крупная партия коньяка сдается на лабораторный анализ, который должен доказать, что это именно коньячный, а не разбавленный обычным этанолом спирт, причем сделанный из винограда, выращенного в определенном регионе. У нас же метода лабораторного контроля нет, поэтому чуть ли не половина коньяка на прилавках российских магазинов — фальсификат.

— Как именно вы исследуете продукты?

— Выдать документ о качестве продукта может только сертифицированная лаборатория. Наша программа — это медийная площадка, которая такие экспертизы инициирует. Мы закупаем продукты, передаем их специалистам, получаем от них достоверные протоколы, на них и строятся наши сюжеты.

— Но телеканалы, и НТВ тут не исключение, не могут существовать без рекламы. Получается, одной рукой вы продвигаете нечто, а другой показываете, какая это гадость?

— Естественно, телевидение без рекламы не живет. Но мы выступаем за то, чтобы она была честной, а рекламируемые продукты или услуги — качественными. Для этого товары и продукты необходимо контролировать. Именно эту задачу наша программа и выполняет. И, кстати, многие рекламодатели совсем не против. Помню, в редакцию позвонили из крупной компании: «У вас вышла программа, в которой один из наших продуктов попал в черный список. Мы звоним не ругаться, а узнать, где вы делали закупку, чтобы провели внутреннее расследование». Адекватные рекламодатели стремятся собственные ошибки исправить, чтобы избежать убытков.

— Всех ли производителей вы можете проверять или есть священные коровы?

— В своей работе мы абсолютно свободны. Никаких ограничений ни руководство, ни рекламодатели никогда нам не ставили.

— А подавали ли на вас в суд? Или, не дай бог, угрожали?

— Грозить кулаком человеку, у которого в руках сильный медийный инструмент, никто не решится. В суды же обращения поступают едва ли не каждую неделю. «Мы вас засудим» — такое приходится слышать постоянно. Но у программы сильная юридическая служба. За пять лет существования передачи ни одного суда мы не проиграли, что тоже говорит о качестве нашей работы: приходится все проверять до мельчайшей детали. Чуть неточна формулировка — и можешь попасть на миллионы рублей.

— Что во время съемок запомнилось больше всего?

— Самые яркие моменты съемок связаны с рубрикой «Название», когда я везу купленный в российском магазине продукт в страну происхождения, и мы выясняем степень его аутентичности. Запомнился случай в Швейцарии, куда мы привезли сливочное масло. Представьте заливные луга на фоне снежных шапок альпийских гор, швейцарский фермер в традиционном наряде: Этот человек, который 40 лет выращивает коров, дающих ему отборное молоко для сливок и масла, пробует наш гостинец и говорит, что такое есть просто невозможно: продукт не пахнет, не имеет вкуса. И швыряет упаковку под копыта своим коровам...

Увы, случай этот не единичный. Голландцы забраковали сыры, которые я им на пробу привез из России, чилийцы — наши красные перцы, итальянцы — ореховую пасту. Хотя бывают и противоположные ситуации. Так, норвежцам понравилась красная рыба из наших магазинов, а в Германии — пиво, произведенное в России по немецкой технологии.

— А сами-то вы что едите?

— Не скрою, по мере того как я вникал в эти, как вы сказали, «тонкости», от ряда продуктов нашей семье пришлось отказаться. Например, не покупаем куриное мясо и свинину — выяснилось, в них вкалывают такое количество всевозможных добавок, да и содержат эту живность в таких условиях, что лучше от этих продуктов держаться подальше. Не пьем фасованные фруктовые соки — сахара в них побольше, чем в кока-коле.

— За окном лето. Как вы его проводите?

— 10 июля моей дочери исполнился год, и мы решили не мучить малышку многочасовыми очередями в аэропортах. Так, во время командировки в Мексику нашей съемочной группе пришлось провести семь часов на паспортном контроле! На отдых наша семья поехала к моей маме в ее дом в Курской области. Ходим купаться на речку, собираем огурцы с клубникой. Я помогаю маме по хозяйству, выхожу поиграть в баскет со старыми друзьями... Такие вот радости!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх