На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Ночь. Улица. Прожектор

Улицы многих наших городов по вечерам едва светятся подслеповатыми фонарями или вообще погружаются в кромешную тьму. Модернизация инфраструктуры наружного освещения становится вопросом безопасности, комфорта и качества жизни людей, а также энергосбережения и экономии бюджетных расходов. Но у муниципалитетов часто нет денег для замены морально устаревших ламп на энергоэффективные светодиодные приборы, на обновление линий и оборудования. На помощь может прийти такой механизм государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения в сфере наружного освещения, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными энергосервисными контрактами.

Концессионные соглашения, закон о которых был принят еще в 2005 году, хоть и медленно, но все же получают распространение в нашей стране. Они позволяют на взаимовыгодной долгосрочной основе привлекать частный капитал в модернизацию или создание принадлежащей государству или муниципалитетам инфраструктуры, которая не может быть приватизирована. Например, объектами концессионных соглашений могут быть аэродромы, автодороги, объекты ЖКХ, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта (полный перечень можно найти в ст. 4 Закона 115-ФЗ). Все эти объекты передаются концессионеру — инвестору на определенный срок только во владение, пользование или управление.

По оценкам Минэкономразвития, по состоянию на начало 2020 года в России было заключено более 3 тысяч концессионных соглашений на общую сумму инвестиций 1,7 трлн рублей. Более 40% вложений приходится на федеральные концессии, в основном в сфере создания транспортной инфраструктуры, треть вложений — на региональные концессии и четверть — на муниципальные. Однако 94% всех концессий — это муниципальные соглашения в сфере ЖКХ. До последнего времени местные власти передавали в концессии в основном объекты энергоснабжения, тепло- и водоснабжения, утилизации отходов. Однако сейчас очередь дошла и до такой более чем значимой для жизнедеятельности сферы, как наружное освещение.

Первой и пока единственной в России компанией, которая начала заключать 15-летние концессионные соглашения по модернизации городских систем наружного освещения с их последующей эксплуатации, стало крупнейшее светотехническое объединение в стране — Международная светотехническая корпорация «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» (МСК «БЛ ГРУПП»). Корпорация уже 30 лет имеет устойчивое положение на рынке и обладает собственными научно-исследовательскими, инженерными и производственными ресурсами, а также подразделениями по всей стране. Это позволяет выполнять проекты любой сложности под ключ — от разработки и производства опор, светильников, всех элементов систем управления освещением до последующего их монтажа, обслуживания и эксплуатации.

Сейчас корпорация реализует концессионные соглашения в Волгограде, подмосковных Электростали и Солнечногорске, Благовещенске и в сербском городе Панчево. Соглашения предусматривают в течение первых 1-4 лет выполнение комплексной программы модернизации, которая включает замену опор, светильников, линий наружного освещения и его обустройство на ранее не освещенных улицах. Кроме того, создается ситуационный центр, откуда происходит дистанционное управление всем наружным освещением и непрерывный онлайн-мониторинг состояния линий и светоточек, что позволяет оперативно устранять неполадки. Общий объем инвестиций корпорации в проекты — несколько миллиардов рублей. Возврат инвестиций происходит в ходе последующей эксплуатации инфраструктуры, в том числе за счет полученной городом в результате модернизации экономии электроэнергии (ее величина пред-усматривается в соглашении), за счет оказания каких-либо дополнительных услуг в сфере связи и телекоммуникаций (размещение на опорах станций сотовой связи, средств видеофиксации, рекламы и т. д.).

Городские власти в результате получают качественное наружное освещение за счет вложений концессионера, обеспечение им на долгий срок обслуживания и эксплуатации линий освещения, а также в итоге — существенное снижение бюджетных расходов на электроэнергию. Только за счет применения энергоэффективных светодиодных светильников и системы управления освещением экономия электроэнергии может составить до 60%.

Недавно на выездном расширенном заседании комитета Мособлдумы по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и энергетики опыт реализации первых концессионных соглашений в Подмосковье был признан успешным. Председатель комитета Игорь Коханый отметил: «Мы увидели на конкретном примере, что концессионное соглашение в сфере наружного освещения — это хороший опыт, чтобы модернизировать эту сферу. К тому же городу удобно, когда все контролируется из одного места, тем самым сводится к минимуму риск взаимодействия с недобросовестными подрядными организациями. Считаю, такой опыт будет полезен другим городским округам. В будущем такой подход поможет вывести систему наружного освещения в регионе на качественно новый уровень». Эти выводы поддержал и замминистра благоустройства Московской области Александр Парий, который поставил задачу распространить положительный опыт на всю область.

Тема преимущества концессионных соглашений перед энергосервисными контрактами недавно обсуждалась и в рамках IV Всероссийского совещания региональных центров энергосбережения в Санкт-Петербурге в ходе круглого стола на тему «Энергоэффективное освещение — лучшие инвестиции в качество жизни в городах», который в качестве модератора провел президент МСК «БЛ ГРУПП» Георгий Боос.

Руководитель департамента продвижения и технической поддержки МСК «БЛ ГРУПП» Дмитрий Ходырев в докладе «Светлая Россия, модернизация освещения: энергосервис или концессия» представил сравнительный анализ механизмов энергосервисных контрактов и концессионных соглашений. Вывод оказался в пользу концессионных соглашений. Прежде всего потому, что они являются долгосрочными, обеспечивают полное комплексное обновление систем наружного освещения в рамках муниципальных программ благоустройства, дают возможность развития на их основе телекоммуникаций и интеллектуальных сервисов «Умного города». При их заключении по закону должны соблюдаться публичность и прозрачность всех процедур.

Для города особенно важно, что концессионер на длительный период полностью берет на себя эксплуатацию системы наружного освещения, что гарантированно обеспечивает использование качественного оборудования и надежных технических решений в ходе модернизации.

«Концессионер заинтересован в том, чтобы предложить не краткосрочное решение, а потом, как говорят, «хоть трава не расти», а надежное качественное решение, которое впоследствии ему не нанесет финансовый ущерб. В отличие от энергосервисных контрактов, данные соглашения предусматривают, что компания сама в течение многих лет будет отвечать за ремонт оборудования, выходы из строя, за все проблемы», — пояснил Дмитрий Ходырев.

В заключение отметим, что обновление, реконструкция и модернизация систем наружного освещения в стране входит в задачи нацпроекта «Жилье и городская среда», федерального и региональных проектов «Формирование современной комфортной городской среды», соответствующих региональных и муниципальных программ благоустройства. Концессионные соглашения в любом случае дают новые возможности муниципалитетам. Были бы умение и желание работать с инвесторами, а у российских компаний — инвестиционные возможности.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх