На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Живи, Бумбараш!

Это началось весной 1993 года. Азартная и веселая компания в составе начинающего режиссера Владимира Машкова, автора либретто Юлия Кима, композитора Владимира Дашкевича, хореографа Аллы Сигаловой, наконец, молодого, мало кому тогда известного актера Евгения Миронова создала музыкальный спектакль «Страсти по Бумбарашу» на основе ранних произведений Аркадия Гайдара.

Думалось, получилась постановка на пару сезонов. Оказалось — на десятилетия, если не на века...

Спектакль продержался в репертуаре театра 18 лет, объехал полмира, стал визитной карточкой «Табакерки». Летом 2011 года Бумбараш, сиречь, Евгений Миронов, который к тому времени стал большим актером, худруком театра Наций, запросился «в увольнительную». Тем более, что и возраст подступил серьезный — 45 лет. А роль, помимо прочего, требует больших физических затрат. Так, казалось, закончилась славная эра сценических «Страстей по Бумбарашу».

Но вот десять лет спустя, то есть, в наши с вами ковидные дни, Владимир Машков, который вырос за эти годы в худрука театра Олега Табакова, решил возобновить легендарный спектакль с новым составом исполнителей и на новой сцене, которая стараниями московских властей появилась у театра на Сухаревской площади. А Евгений Миронов на генеральном прогоне спектакля, где своевременно оказался и обозреватель «Труда», сидел в зале уже в качестве почетного зрителя. «Женя сегодня с нами, он все знает и помнит, — сказал перед началом спектакля Владимир Машков, — в случае чего он поможет и выручит».

Новым исполнителем роли Бумбараша стал молодой актер Севастьян Смышников. Фото предоставлено пресс-службой театра

Помогать не пришлось. Двухчасовой спектакль оказался крепко сбит и прочно сшит, и пролетел как сон, как утренний туман. Мне даже жалко было уходить на антракт, настолько динамичным, ярким, эмоционально захватывающим оказалось зрелище про солдатика со смешной фамилией Бумбараш, который вернулся с фронтов Первой мировой войны в родную деревню, вдосталь навоевавшись, нахлебавшись лиха в немецком плену и желая только тишины, покоя, семейного тепла.

Но нет мира под родными осинами: жена Варя (Ангелина Пахомова), получив казенную бумагу про смерть Бумбараша, поневоле вышла замуж за его брата (Александр Кузьмин). А тут грянула гражданская война: сосед пошел войной на соседа, белые ополчились против красных, красные во главе с лихим Василием Ивановичем (Александр Фисенко) насмерть бьются не только с белыми, но и с разного рода бандитским сбродом, среди которого верховодит некая Сонька Атаманша (эффектная роль Анны Чиповской).

Анна Чиповска сыграла в спектакле «Страсти по Бумбарашу» одну из лучших своих ролей. Фото предоставлено пресс-службой театра

И все эти вооруженные формирования норовят заполучить Бумбараша в свои ряды, заманивая его то деньгами, то двойным пайком, то угрозами пустить в расход. А он все твердит как заведенный: «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю». Актер Севастьян Смышников — недавний выпускник Школы Табакова, принятый в труппу в этом сезоне, — в своем рисунке роли не пытается копировать ни Валерия Золотухина, виртуозно сыгравшего Бумбараша в знаменитом телефильме, ни Евгения Миронова, который по ходу спектакля не раз восторженно смеялся и аплодировал находкам своего молодого коллеги.

Да и сам спектакль не повторяет буквально знаменитую постановку 28-летней давности. Вроде бы та же сценография (художник Александр Боровский), те же лихие танцы и песни, те же приемы лубка, площадного театра, вольной игровой стихии в эстетике спектакля, вроде тот же царящий по ходу представления дружный зрительский смех, неожиданно сменяющийся непрошено набегающей слезой...

Но время сегодня на дворе другое, воздух за стенами театра другой, и спектакль у Машкова получился другим. Он стал более масштабным (в нем заняты 50 человек — практически вся труппа театра), более зрелищным, технически оснащенным. Костюмы, грим, свет, звук, спецэффекты, вращающаяся сцена, збесившийся и стреляющий сам по себе пулемет, — вся театральная машинерия работает на высочайшем уровне, это вам не постановочная скудость «подвального» театра.

А главное, Машков усилил, а где-то даже и поменял смысл, месседж постановки. Сквозь веселый балаган, каковым кажется представление поначалу, в спектакле постепенно прорастает, укрупняется мысль о бессмысленной жестокости кровавой братоубийственной бойни, в которую оказались втянуты все персонажи спектакля. А финал и вовсе оборачивается жестокой круговой стрельбой и горой мертвых тел, в которой оказываются свалены вперемешку белые, красные, зеленые... Еще недавно они были непримиримыми врагами, идейными противниками, а теперь их повенчала и уравняла смерть.

Красные пошли войной на белых... Фото предоставлено пресс-службой театра

В старом спектакле погибали и Варя (ее тогда ярко сыграла Анастасия Заворотнюк), и сам Бумбараш. Известное дело: в огне брода нет. В новом спектакле Машков дарует главным героям жизнь. За их сохраненную в военных передрягах любовь, за сознательное неучастие в вооруженном противостоянии? Худой мир, по Владимиру Машкову, — он всяко лучше хорошей междоусобицы.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх