Газета Труд

413 подписчиков

Свежие комментарии

  • Walery
    "Надо помочь афганскому народу, хотя бы деньги разблокировать — афганские деньги, которые на счетах в западных банках...Чубайс назвал вин...
  • 1941-1945
    Придурка не научит никакая тюрьма Горбатого исправляет могила Кастрация(стерилизация) что бы уроды не плодили себе по...Осквернивший порт...
  • Николай
    Посадить на пять положенных лет, а в колонии узнают за что и тогда будут все пять лет справлять нужду на этого ублюдка.Осквернивший порт...

«Дороже Каменного моста». Почему москвичи так говорили?

«Дороже Каменного моста». Почему москвичи так говорили?

В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта знаменитого сооружения. Выставка расположилась прямо под открытым небом, во дворе музея.

Этот мост давно стал неотъемлемой частью величественной панорамы центра столицы. Да и утилитарное его значение трудно переоценить — даже на время кап-ремонта, длившегося больше года, Большой Каменный полностью для движения не закрывали.

Ему чуть больше 80 лет, но история моста уходит корнями в незапамятные времена. Когда-то на этом месте был лишь брод на столбовой дороге из Рязани в Великий Новгород. Наплавной мост из плотов, собранных из дубовых бревен, появился тут в 1498 году. Современники такие мосты называли «живыми» — для пропуска судов плоты, расположенные над глубоким местом, отводились в стороны. С наступлением морозов их вытаскивали на берег, где плоты и лежали до окончания ледохода.

Каменный мост приказал возвести первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Для воплощения государева замысла выписали из Страсбурга архитектора Ягона Кристлера. Строительство началось в 1643 году напротив церкви Всех Святых, что на Рву, стоявшей там, где сейчас храм Христа Спасителя. Но Михаил Федорович скончался, а его наследник царь Алексей Михайлович отказался от дорогостоящей затеи.

Только через 40 с лишним лет царевна Софья решила достроить мост, благо остались деревянный макет, чертежи и записи Кристлера.

Дело продолжил русский «каменных мостовых дел мастер» старец Филарет, усовершенствовавший первоначальный проект. И тут историки расходятся: одни называют годом завершения строительства 1687-й, другие — 1692-й, когда на престол уже взошел Петр I. Казне проект влетел в копеечку — сооружений такого размаха (22 метра в ширину и более 150 — в длину) над рекой на Руси еще не строили. «Дороже Каменного моста!» — восклицали современники, когда говорили о чем-то сверхзатратном.

Тот мост прослужил Москве верой и правдой до середины XIX века. Поначалу вдоль него по обеим сторонам стояли лавки, а у опор работали мельницы. Жизнь тут кипела и днем и ночью — под мостом был притон разбойников, где обитал и легендарный Ванька-Каин (с его тяжелой руки пошла гулять поговорка «концы в воду»). По тому мосту везли к месту казни на Болотной площади Емельяна Пугачева. И армия Наполеона покидала горящую Москву по нему же.

Он пережил пожар и несколько сильных наводнений, однако стоял прочно. Но в начале 1850-х мост решили снести и выстроить на этом месте новый. А старый пришлось взрывать. Камень, пригодный для использования, приобрел купец Скворцов и выстроил из него дом на Моховой улице, который цел и по сей день.

К 1859 году на месте прежнего возвели новый — первый металлический мост в Москве. Облицованный каменными плитами, он сохранил за собой название предшественника. Прослужил почти 80 лет, стоял бы и дальше, но из-за строительства канала имени Москвы вода в реке существенно поднялась, и ради пропуска волжских судов мост пришлось разобрать. Нынешний Большой Каменный перенесли чуть ниже по течению, к Боровицкой площади. Проектировали его сразу три известных советских архитектора — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. О том, как шло строительство, посетители смогут судить по картине Николая Москалева «Строительство Большого Каменного моста» (1937). Каким был мост с рождения, можно увидеть на гравюрах голландского мастера Питера Пикарта, приглашенного в Россию царем Петром. Впрочем, историки наиболее достоверной считают акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всех-святский мост и Кремль в конце XVII века».

На выставке собрано и немало других редких свидетельств, отразивших многовековую историю Большого Каменного. Но, пожалуй, самым впечатляющим стал фрагмент фермы, демонтированной в ходе ремонтных работ, хранящий следы осколков фугасной бомбы — одной из сотен, сброшенных на Москву в 1941-1942 годах.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх