Настоящее рождественское чудо, без фальши и мишуры, но с теми драгоценными моментами, которыми на самом деле так полна жизнь, ждало нас, всех, кому повезло оказаться в Концертном зале Мариинского театра на выступлении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева.
Попасть на концерт сквозь «метель века», как окрестили декабрьский снегопад у нас в стране, да еще по десятибалльным питерским пробкам, оказалось очень нелегко. Но мы пробивались сквозь вьюгу на незабываемую встречу с одним из лучших хоровых коллективов страны в торжественный день, когда маэстро отмечал на сцене свое 75-летие.
Повезло нам, и еще как! Эта программа была посвящена П.И. Чайковскому, С.И. Танееву и С.В. Рахманинову, «золотому веку» русской хоровой музыки, так мало известному современному слушателю. Ошеломительное впечатление от чистоты и красоты звуков!Одновременно на концерте велась заключительная, третья из 19 в этом году а-удиозапись «Антологии русской хоровой музыки». Идея корневского проекта настолько масштабна, что кажется невыполнимой — найти ноты и записать все произведения лучших русских хоровых композиторов XVII-XX веков. А между тем титаническая работа подходит к завершению. Найден и записан уникальный материал — более 2500 произведений русских композиторов XIX-XX веков, более 400 сочинений композиторов XVII-XVIII веков. Проект не имеет аналогов и помогает проследить развитие русской хоровой культуры.
В эталонном исполнении Петербургского камерного хора озвучены не только полные собрания сочинений многих известных композиторов. Собрана и редкая музыка незаслуженно забытых, но составляющих цвет российской хоровой культуры. Так многолетняя неустанная работа в нотных библиотеках России и зарубежья дала свои плоды: уже записано свыше 3 тысячпроизведений 70 композиторов на 150 дисках.
Если бы нам удалось прослушать все, что создали Корнев и его коллектив в рамках «Антологии», то для этого потребовалось бы шесть суток.Впечатляющий концерт, как и все, что делает Камерный хор. А вообще в его репертуаре более 400 хоровых программ русских и зарубежных композиторов. Многие современные композиторы пишут специально для этого коллектива, доверяя ему впервые вынести на суд слушателей свои произведения.
Хор работал со многими выдающимися дирижерами — сэром Георгом Шолти, Владимиром Ашкенази, Семеном Бычковым, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым, Геннадием Рождественским и другими. Гастроли хора проходят с неизменным успехом. Он стал символом и олицетворением нашей культуры в разных странах мира.
...Он создан в феврале 1977 года. Тогда это был Камерный хор Института культуры из студентов и преподавателей вуза, энтузиастов хорового дела, числом 21 человек, сейчас состав вдвое больше. Скромно и с достоинством Николай Корнев создает то, что, похоже, только ему под силу, работает, как старые мастера, во славу Божию. Ни одной фальшивой ноты. Вот кого смело можно удостоить награды «за Веру и Верность». Посреди лязганья, воя и лая нашей эпохи он, словами Пушкина, «несколько занес нам песен райских». Да еще этот благовест звучит по-русски самыми лучшими на свете стихами. «По небу полуночи ангел летел»... Оглушенному современнику можно прямо указать, «где оскорбленному есть чувству уголок», — вот он, этот концерт, щедро в тот же вечер выложен в соцсетях Мариинского театра.
И сотни записей в сообществе «Аудиобиблиотека русской хоровой музыки» тоже доступны. «Жизнь все еще богата», как обещал Плетневу Пушкин. Не обманул. Любить жизнь, зная о ней всю правду, и не отчаиваться, тем самым меняя ее к лучшему. Нельзя унывать, пока у нас есть такая музыка.
Свежие комментарии