Россию сегодня вовсю обвиняют в агрессии, но даже на Западе есть здравые политики, которые видят причину кризиса на Украине в политике США и НАТО, не умеющих жить без врага.
В нынешней обстановке, когда, несмотря на все предостережения, раздававшиеся со всех сторон, заговорили пушки, ушла в тень подоплека событий.
А она, как ни прячь голову в песок, все-таки на виду — была, есть и никуда не денется, даже после признания республик в Донбассе независимыми. Главная проблема — освоение территории Украины военными силами США и НАТО и перспектива принятия ее в состав альянса с последующим размещением вблизи границ России ударного стратегического ядерного оружия, направленного против нас. А это неприемлемые, обезоруживающие угрозы для России.О чем, собственно, и говорил президент Владимир Путин. «Имеющаяся у нас информация дает все основания полагать, что вступление Украины в НАТО и последующее развертывание здесь объектов Североатлантического альянса — вопрос предрешенный, это дело времени. Мы четко понимаем, что при подобном сценарии уровень военных угроз для России кардинально, в разы повысится. И обращаю особое внимание: многократно возрастет опасность именно внезапного удара по нашей стране. Поясню, что в американских документах стратегического планирования (в документах!) закреплена возможность так называемого упреждающего удара по ракетным комплексам противника. А кто основной противник для США и НАТО, нам тоже известно. Это Россия. В документах НАТО наша страна официально прямо объявлена главной угрозой евроатлантической безопасности.
И в качестве передового плацдарма для такого удара будет служить Украина».И дальше. «Пентагон уже открыто ведет разработку целого ряда ударных средств наземного базирования, в том числе баллистических ракет, способных достигать цели на дистанции до 5,5 тысячи километров. В случае размещения таких систем на Украине они смогут поражать объекты на всей европейской территории России, а также за Уралом. Подлетное время до Москвы крылатых ракет „Томагавк“ составит менее 35 минут, баллистических ракет из района Харькова — 7-8 минут, а гиперзвуковых ударных средств — 4-5 минут. Это называется прямо „нож к горлу“.
И они, не сомневаюсь, рассчитывают реализовать эти планы так же, как неоднократно делали в прошлые годы, расширяя НАТО на Восток, продвигая военную инфраструктуру и технику к российским границам, полностью игнорируя наши озабоченности, протесты и предупреждения. Извините, просто плевали на них и делали все, что хотели, что считали нужным».
Эти очевидные озабоченности России были проигнорированы и в ходе недавних интенсивных переговоров и обменов письменными предложениями. Забывают о них на Западе и сейчас, когда вводят санкции в отношении России или яростно критикуют ее действия. Хотя есть голоса и трезвые. На фоне оголтелого осуждения признания Россией ДНР и ЛНР диссонансом прозвучало вот это: «Это гениально. Путин объявляет большую часть Украины независимой. О, это замечательно. Он собирается войти туда и стать миротворцем. Это самые сильные миротворческие силы, которые я видел. Там было больше танков, чем я когда-либо видел. Они будут поддерживать мир». Эти слова можно бы было счесть за иронию и пропустить мимо ушей. Но они принадлежат бывшему президенту США Дональду Трампу, который, возможно, еще вернется на свой пост. При этом Трамп добавил, что, если бы президентом США оставался он, такого кризиса не случилось бы. То есть он бы договорился с Путиным и учел тревоги России?
В том же ключе оценивает ситуацию и бывший посол США в России, доктор философии, профессор Джек Мэтлок, который ныне является членом Американского комитета по американо-российскому согласию: «Поскольку основным требованием президента Путина является гарантия того, что НАТО больше не будет принимать членов — и, в частности, Украину или Грузию — очевидно, что не было бы никаких оснований для нынешнего кризиса, если бы не было расширения альянса после окончания холодной войны или если бы расширение произошло в гармонии со строительством структуры безопасности в Европе, включающей Россию».
«Кажется наиболее вероятным, что цели президента Путина таковы, как он говорит и как он говорил со времени своего выступления в Мюнхене в 2007 году. Чтобы упростить и перефразировать, я бы резюмировал их так: «Относитесь к нам хотя бы с небольшим уважением. Мы не угрожаем вам или вашим союзникам, почему вы отказываете нам в безопасности, на которой вы настаиваете для себя?»
Мэтлок прямо сравнивает Украину с Карибским кризисом. «Должны ли мы смотреть на такие события, как Карибский кризис, с точки зрения некоторых принципов международного права или с точки зрения вероятного поведения лидеров страны, если они чувствуют угрозу? Что в то время говорило международное право о размещении ядерных ракет на Кубе? Куба является суверенным государством и имеет право добиваться поддержки своей независимости в любом месте, которое она выберет. Соединенные Штаты угрожали ей, даже пытаясь вторгнуться, используя кубинцев, выступающих против Кастро. Куба обратилась к Советскому Союзу за поддержкой. Зная, что Соединенные Штаты развернули ядерное оружие в Турции, союзнике США, фактически граничащем с Советским Союзом, Хрущев решил разместить ядерные ракеты на Кубе. Как США могли законно возражать, если Советский Союз развертывал оружие, аналогичное тому, которое было развернуто против него?»
В этой ситуации опять всплывает вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Восток, которые давались советскому руководству при объединении Германии и выводе советских войск из Европы. Президент России так видит эту проблему: «Нас раз за разом пытаются убедить в том, что НАТО — это миролюбивый и сугубо оборонительный союз. Мол, никаких угроз для России нет. Опять предлагают поверить на слово. Но реальную цену таким словам мы хорошо знаем. В 1990 году, когда обсуждался вопрос об объединении Германии, советскому руководству со стороны США было обещано, что не произойдет распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении. И что объединение Германии не приведет к распространению военной организации НАТО на Восток. Это цитата. Наговорили, надавали устных заверений, и все оказалось пустым звуком. Позднее нас стали уверять в том, что вступление в НАТО стран Центральной и Восточной Европы лишь улучшит отношения с Москвой, избавит эти страны от страхов тяжелого исторического наследия и, более того, создаст пояс дружественных России государств».
Нынешние лидеры США и руководство НАТО пытаются утверждать, что никаких обещаний не было. Подробно на этот вопрос мог бы ответить первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, а заодно объяснить, почему эти обещания не были закреплены юридически, почему порою даже не велись протоколы переговоров с западными партнерами. И тем не менее на Западе есть немало доказательств, что такие обещания давались.
Не так давно немецкий журнал Der Spiegel опубликовал выдержки из документа, найденного в Британском национальном архиве. Это секретный протокол встречи глав дипломатических ведомств США, Великобритании, Франции и Германии в марте 1991 года в Бонне. Темой переговоров была безопасность Польши и других стран Восточной Европы.
«Мы подчеркнули, что не будем расширять НАТО через Эльбу. Поэтому мы не можем Польше и другим предложить членство в НАТО», — писал немецкий дипломат Юрген Хробог о содержании этой встречи. Der Spiegel поясняет, что немецкий политик, видимо, оговорился, перепутав Эльбу и Одер (что ж, такое у них бывает). По словам Хробога, такая позиция об условиях приема новых стран в НАТО совпадала с мнением правительства и канцлера ФРГ того времени Гельмута Коля, а также главы МИД Ганса-Дитриха Геншера.
Немецкий журнал цитирует представителя США Раймонда Зейтца, слова которого также зафиксированы в протоколе: «Мы дали понять Советскому Союзу на переговорах 2 плюс 4, а также на других переговорах, что мы не намерены извлекать выгоду от вывода советских войск из Восточной Европы. НАТО не должна расширяться на Восток ни формально, ни официально».
Рассекреченные не так давно документы библиотеки бывшего президента США Билла Клинтона свидетельствуют, что американские администрации изначально исходили из того, что обязательство не расширять НАТО существует и его нарушение вредит безопасности в Европе и всеобщей стабильности. Тем не менее президент Клинтон на каком-то этапе пошел на поводу ястребов и открыл ящик Пандоры, приняв в альянс Польшу, Венгрию и Чехию.
Вместо послесловия
В своем телеобращении Владимир Путин впервые рассказал, как обсуждал возможность вступления России в НАТО. «В 2000 году во время визита Билла Клинтона я спросил его, а как Америка отнесется к тому, чтобы принять Россию в НАТО? Реакция была, скажем так, сдержанной». И российский президент объяснил, почему НАТО не хочет видеть Россию в числе своих членов: «Дело не в политическом режиме. Просто им не нужна такая страна, как Россия. В этом ответ на все вопросы. Это и есть источник традиционной американской политики».
А еще раньше, весной 1990-го, Михаил Горбачев спросил государственного секретаря США Джеймса Бейкера: «Может быть, мы объединим Варшавский договор и НАТО? Тогда СССР станет частью НАТО». И Бейкер сказал: «Фантазия, это нереально». Горбачев настаивал: «Нет, это не фантазия. США и СССР были союзниками раньше, вместе была побеждена фашистская Германия, почему мы не можем вновь стать союзниками?». Бейкер сказал: «Нет-нет, об этом не будем говорить».
К чему привели эти «неразговоры», мы сегодня видим.
Свежие комментарии