На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Два мира: эксперты сравнили современных подростков с их сверстниками из 1989 года

Психологический институт Российской академии образования опубликовал итоги исследования современных подростков и их сверстников из позднего СССР, а конкретно из 1989 года. Результаты работы позволят психологам, медикам и самим подросткам разобраться в вопросах образования и воспитания.

«Поколение Икс не знает границ…»

Последние три поколения принято называть условно X, Y и Z. Но с научной точки зрения, это лишь часть общей теории поколений, сказал директор Психологического института Павел Сергоманов. 
«На сегодняшний день люди совершенно разного возраста (20-летние, 40-летние, 60-летние и даже старше) быстро приобретают одни и те же навыки и привычки — пользоваться поисковиками, переписываться в мессенджерах, смотреть стримы», - сказал он РИА Новостям. Всё это превратилось в обыденность даже для пожилых людей, перечисленные маркеры не могут являться критериями реальных отличий поколений.
 

Инфантилизм и самоуважение

Выводы труда Психологического института гласят: нынешние подростки более амбициозны и в большей мере уважают себя, отметил Сергоманов. У них выше познавательная активность, а современная школа понимает подростков лучше. Вероятно, здесь имеет значение отечественное дополнительное образование, предположил эксперт.
 
С другой стороны, сегодняшние тинейджеры склонны перекладывать на других ответственность. Но говорит это не столько об инфантильности, сколько о том, что общество и не требует от подростков особенной ответственности и ограждает их от судьбоносных решений. В этом плане поколения подростков адекватны своему времени, подчеркнула завлабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.
 
Совсем иное сейчас восприятие себя: сначала интересы Родины – потом твои собственные, - так, говоря условно, мыслили советские юноши и девушки. У подростков теперешних обратный подход. «Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже», — сказал Сергоманов.
 

«Дальние дали» vs «Здесь и сейчас»

Сегодня подросток мыслит в категории «здесь и сейчас». Более 40% респондентов ответили именно так. Это следствие удлинения подросткового периода (а сегодня члены Совета Федерации, заметим, предложили продлить возраст молодёжи с 30 до 35 лет). Неслучайно сами подростки воспринимают свой возраст как возможность избежать «взрослых решений» и наслаждаются каждым моментом жизни. 
 
Советские подростки жили в вечном «завтра». Однако школу они воспринимали не как увлекательный путь к этому самому «завтра», но как обязаловку и скуку, сообщают исследователи. Отношение к обучению сегодня поменялось: оно стало более противоречивым и сложным. Подростки 2020-х любознательнее, чем их сверстники 30 лет назад. Повлияло повышение требований к профкомпетенциям и понимание простой вещи: положение в обществе и достаток связаны с навыками. 
 
Сами учёные называют своё исследование сравнительно-историческим. В замерах участвовали люди из Москвы и Подмосковья 1974 и 2004 годов рождения.
 
Работу психологов прокомментировала директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. «Очень сильные различия. Так, разрушена практически городская, дворовая культура и порождаемые ими сообщества. Мало кто сейчас гуляет во дворах, да и порог безопасности изменился», - сказала эксперт TRUD.RU. Зато нынешние подростки погружены в виртуальную реальность, повысилась роль самопрезентации, усилился буллинг – причём особняком стоит буллинг в Сети, подчеркнула Абанкина. 
«Есть некоторая потеря самостоятельности, стало больше инфантильности – это правда», - сказала она. По многим параметрам сейчас подростки приобретают больше опыта, чем их сверстники из 1989-го. Многие табуированные прежде темы стали обыденностью. «На нас давили изоляция и идеология, но и Россию не миновали культурная, сексуальная и политическая революция», - отметила Абанкина.
 
Ушла в прошлое и семейная модель Советского Союза: тогда личное счастье в семье приносили в жертву формальному сохранению семьи как таковой. «Уровень разводов отодвинулся к значительно более раннему возрасту детей, для них конечно, это травма. Это трудно изменить, но перед нами новый опыт взросления», - рассказала специалист. Причём, в России низкая доля повторных браков – а одиноких людей (и детей в частности) меньше, чем, к примеру, в странах Северной Европы. 
 
Не согласна Абанкина с выводом исследователей Психологического института о амбициозности сегодняшних юношей и девушек. В СССР были чётко заданы траектории успеха, карьеры. Но изменчивость возросла. Молодые люди растеряны перед задачами внутреннего самоопределения и выбора профессии: чем заниматься? И как, случись что, поменять род деятельности? Этот кризис сдвинулся на более молодой возраст. 
 
Поддержала эксперт вывод института о другом отношении подростков к обучению: сегодня желание учиться становится приоритетом, а тридцать лет назад проблемы в учёбе или достижении заветных «корочек» надолго отвращали человека от продолжения образования. 
 
К сожалению, в последние годы увеличивается степень психических отклонений и агрессии в среде подростков, говорит Абанкина. В России фиксировали свыше 400 самоубийств в год. Окончательных объяснений тенденции нет. Отчасти дело в генетических изменениях у подрастающих поколений и экологической ситуации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх