Спешу поделиться: лично для меня это был первый вылет из Москвы за 14 месяцев. Инициатива всемирно знаменитого скрипача Вадима Репина, придумавшего и восьмой год подряд проводящего «Транссибирский», исключительна, учитывая ранг главного организатора и его коллег – ведущих отечественных и мировых звезд.
Заметим, что фестиваль охватывает гигантские пространства: Новосибирск и города региона, Красноярский край вплоть до Норильска, а вместе с тем Москву, Петербург, Самару… И даже Париж, Лондон, Токио, куда программы праздника вывозятся его участниками под грифом «Транссибирский».
Ну, а что же в пандемическом 2021-м? «В то время как я пишу эти строки, на планете существует мало мест, где проходят концерты. Большинство артистов почти год не могут выйти на сцену, вследствие чего многие из них, и особенно молодые музыканты, переживают трудные времена. И это сильная мотивация, чтобы продолжить наше дело». Такими словами Вадим Репин открывает буклет нынешнего праздника, в котором свыше двух десятков программ. В том числе, как положено на серьезном фестивале, премьеры: российская – двойного скрипичного концерта «Шагающий в тени» британца Марка-Энтони Терниджа, и мировая – оркестровой пьесы новосибирского композитора Елены Демидовой «Тобольские царевны». Впервые за много лет вылетели на гала-концерт в Красноярске звезды Большого балета…
Конечно, участники – в первую очередь россияне: Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии (худрук Томас Зандерлинг), пианист Николай Луганский, баянист Фридрих Липс, квинтет Игоря Бутмана… Но также и молдавско-швейцарская скрипачка Александра Конунова, прославленный швейцарский дирижер Шарль Дютуа (в третий раз он в Сибири!), американский пианист Николас Ангелич… Стоп, с Ангеличем как раз случилась неприятность – заболел и не приехал.
Но фестиваль нашел выход: позвонили Денису Кожухину, буквально за полторы недели до того уже отыгравшему в Сибири три камерные программы – и «наш человек в Швейцарии», нижегородец по рождению, ученик Дмитрия Башкирова, более 20 лет живущий в Европе, без колебаний вновь совершил долгий путь на перекладных. В этот вечер в Новосибирской государственной филармонии имени Арнольда Каца и мне довелось насладиться эмоциональным наполнением прекрасной романтической программы, включившей скрипичную сонату Дебюсси, фортепианный квинтет Шумана и крайне редко у нас звучащий великолепный Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Шоссона. Качество – хоть пиши на «Мелодии», «Дойче граммофон» и каких еще угодно перфекционистских лейблах.
Кстати, Репин давно мечтал исполнить Шоссона, и тем, что эта его личная премьера не сорвалась, мы обязаны как музыкантам новосибирского Filarmonica-квартета, так и энтузиазму «русского швейцарца» Дениса. А на следующий день Кожухин точно так же «спас» едва не осиротевшую симфоническую программу, заменив Ангелича в труднейшем Пятом концерте Бетховена.
«Вы не представляете, какой это разительный контраст, – рассказал мне Денис. – Артисты Германии, Франции, Англии уже год не видят публику. У меня локдаун отнял по меньшей мере две личные премьеры: в Осло, где я должен был впервые в жизни записывать Концерт Скрябина, и в Рейкъявике, где администрация сперва разрешила исполнение Второго концерта Листа с 200 зрителями в зале на 2600 мест, а потом даже и это запретила».
Как же обходятся без подобных «сюрпризов» в команде Вадима Репина? «Наша с исполнительным продюсером Олегом Белым цель в том, чтобы артисту и публике хотелось на фестиваль возвращаться, – объясняет мне Вадим. – И, конечно же, важна поддержка администраций Новосибирской области и Красноярского края, помощь Минкультуры, Минтранса и МИДа, разработавших специальную схему приезда артистов…
Нельзя лишать людей радости, тем более в пандемию – это убеждение Репина разделяют и музыканты, и благодарные зрители «Трансиба».
Свежие комментарии