В Театре имени Моссовета премьера — «8 любящих женщин» Робера Тома. Остроумная комедия о том, что женщина остается женщиной при любых обстоятельствах. Накануне 8 Марта мы разговорились на эту животрепещущую тему с актрисой Евгенией Крюковой.
— В отличие от пьесы, многим известной по экранизации Франсуа Озона, у спектакля финал счастливый. Режиссеру не захотелось никого убивать?
— Финал сложился сам собой. Мы попытались разобраться в психологии героинь, и нам показалось, что «воспитательный эффект» пьесы не в финале, а в самой ее ироничной природе.
— Тома сочинил «8 женщин» в конце 1950-х, когда вопрос об обязанностях мужчины по отношению к женщине имел четкий ответ. Сейчас это предмет жарких дискуссий. Как думаете, удастся ли прийти к компромиссу?
— Кто кому что должен или не должен в отношениях, каждый определяет сам. Люди разные, единственно правильное для всех решение искать бессмысленно. В моем понимании мужчина — это человек, берущий на себя ответственность за близких. Семья — не про то, кто главный и больше зарабатывает, это про уважение и заботу. Матери-природе для чего-то нужно было разделить нас на мужчин и женщин. Родитель № 1 и родитель № 2 — на мой взгляд, жуткая перспектива.
— Ваша дочь Евдокия продолжила семейную традицию. Сложно выходить на сцену в таком родственном тандеме?
— Так получилось, что всего за год у нас с ней накопилось четыре общих спектакля. Первым был «Странник» по пьесе Горького. Мне было за нее страшно, все время хотелось что-то подсказать. С трудом себя останавливала. Нам удалось найти какой-то баланс, чтобы не мешать друг другу.
Потом ее взяли в «8 женщин». Я наблюдала, как она репетирует, и радовалась, насколько роль соответствует ее природе. Потом появился «Карлсон», где мы играем маму и дочку. А недавно ее ввели в «Морское путешествие 1933 года». Вот такая насыщенная получилась история. Я, конечно, все равно переживаю на каждом спектакле, но гордости за нее уже больше, чем волнения.В спектакле «Карлсон» актриса сыграла один из самых любимых своих образов - Мамы
— Дома театральные проблемы обсуждаете?
— Она живет отдельно, так что в театре видимся чаще, чем вне его. Но когда собираемся вместе, хоть и стараемся профессии не касаться, получается это не всегда.
— Евгений Марчелли, возглавивший Театр имени Моссовета в минувшем сезоне, имеет репутацию экспериментатора и жесткий режиссерский почерк. Какие перемены происходят в театре?
— Он начал жить в другом ритме, и мне это очень интересно. Игорь Яцко поставил для Валентины Илларионовны Талызиной блестящий спектакль «Волки и овцы». Он рассчитан на того зрителя, который всегда приходил к нам в театр. Владислав Боковин поставил «Карлсона». Спектакль самого Евгения Жозефовича «Жестокие игры» сначала посмотрел мой 13-летний сын Миша и был просто в восторге. Когда пошла смотреть я сама, то поняла: Арбузов здесь пересказан на языке сегодняшней молодежи. Как и «Общага-на-крови» Алексея Иванова в режиссерской версии Олеси Невмержицкой. Театр не может стоять на месте. Сейчас на доске висит распределение на шесть премьер. Давно у нас такого не было, чтобы все репетиционные помещения были заняты. Театр задышал, у зрителя появилась возможность увидеть самые разные спектакли одной труппы, выбрать то, что ему по вкусу. Когда меня спрашивают, что происходит в театре, я отвечаю: работаем, вот что происходит.
— У режиссеров, считающих себя новаторами — и в театре, и в кино, — стало модным показывать жизнь в самых мрачных тонах, вгоняя зрителя в тоску и безысходность. Неужели искусство окончательно перестанет быть человеку опорой в невзгодах?
— Очень надеюсь, что этого не произойдет. Годы войны вызвали к жизни фронтовые бригады, чтобы на передовых поднимать настроение бойцам. Снимали веселые, жизнерадостные фильмы: «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны». И это придавало людям сил. У нас в репертуаре был спектакль в духе полной безысходности. Думаю, мы его больше играть не будем, поскольку публика нам показала — идти в театр, чтобы разрушать себя, она не готова. Зрителю нужны жизнеутверждающие, веселые спектакли. И дело не только в том, что смех продлевает жизнь. Тупой смех вряд ли сумеет это сделать. Из театра человек возвращается к своим проблемам, а то и горестям. Ему нужно откуда-то черпать позитивные эмоции, и театр должен быть ему в этом подмогой, а не выбивать почву из-под ног.
— У вас растут дочь и сын. Чему настоящая мама должна непременно научить своих детей?
— Я старалась, чтобы они стали хорошими людьми, передать то, чему меня саму научили в детстве, — полезные навыки, чувство семьи, порядочности. Ограничивала компьютерные игры. И телевизора у нас нет уже лет 15. Зато есть традиция вместе смотреть советскую и европейскую классику. Дочь читала много, у сына с этим сложнее, но «волшебный пинок» ведь никто не отменял. Что будет дальше- не знаю.
Когда мне в первый раз принесли новорожденную дочку, у нее один глаз был открыт, а другой закрыт. Я сначала испугалась — вдруг с ребенком что-то не так. А потом подумала: у меня на руках лежит крошечная личность, и ей почему-то сейчас не хочется открывать второй глаз — ей пока одного достаточно. Она пришла в мир, и я должна стать для нее проводником в эту непонятную пока жизнь. И мы друг другу в помощь: чему-то она учит меня, чему-то — я ее. И это должно начинаться с самой первой минутки.
— Одеваться красиво или удобно — споры на эту тему давно выплеснулись за пределы модной блогосферы. Одно исключает другое?
— Мне так не кажется. Компромисс всегда существует. Пандемия многих превратила в домоседов, мы влезли в удобные спортивные костюмы, первое время наслаждались удобством, однако оно нам постепенно начинает надоедать, так что возврат к тому, что более красиво и менее удобно, — не за горами.
— То, как мы одеты, нередко говорит о нас больше, чем любые слова. Недаром же театральный костюм становится яркой краской в создании образа.
— В театре все как в жизни. Ну почти: Когда снимали «Марьину рощу», я попросила, чтобы мне не шили платье, а нашли старое, ношеное — действие картины происходит в 1945-м, откуда в те времена взяться обновкам? А еще я поняла, насколько важно было для самоощущения, как держатся чулки: есть пояс — они сидят как надо, не сползают; нет денег на эту деталь туалета — приходится фиксировать их резинками, и ты все время переживаешь, не сползли ли. Для образа это изюминка невероятная — уверенность женщины зависит от элементарного чулка!
В «Морском путешествии 1933 года» режиссер Юрий Еремин хотел, чтобы пассажиры всходили на корабль яркими, пестрыми, а сходили с него в германском порту почерневшими, а моя героиня, наоборот, светлела. Она арестантка, у нее только одно платье, и другого взять неоткуда. И мы придумали, что при каждой ее новой встрече с любимым человеком это платье становится на тон светлее. У меня в этом спектакле семь платьев одного фасона — ткани пришлось красить вручную от черного до бледно-голубого. Костюмом мы договариваем то, что невозможно высказать словами...
— Джинсы — футболка — кроссовки — универсальный способ слиться с толпой. Похоже, у женщин пропадает стремление подчеркнуть свою индивидуальность. Как думаете, почему?
— Это сегодня джинсы помогают быть «как все», но вспомните: когда-то это был самый верный способ выделиться. Что касается индивидуальности, то мне кажется, что желание ее подчеркнуть никуда не делось. Просто проявляется избирательно, да и делать это можно не только с помощью одежды.
Какими бы ни были героини Евгении Крюковой, они всегда - мощный магнит. Спектакль «Баден-Баден» не исключение
— Оверсайз, нарочито бесформенные силуэты и грубые фактуры нередко называют защитной реакцией женщины на агрессивность окружающего мира. Как думаете, эта мода пришла надолго?
— Мода циклична. Она уходит и возвращается в соответствии с тем, как мы воспринимаем мир, свою жизнь. Я где-то читала, что одеяло должно быть тяжелым: чтобы сон был ровным и спокойным, телу необходимо ощущение, словно его кто-то обнимает. Оверсайз и в самом деле дает некоторое ощущение защищенности, и в выборе пиджака на пару размеров больше вполне можно увидеть неосознанное желание спрятаться в чьих-то надежных объятиях. Но нередко к такому пиджаку хочется надеть узенькие брючки, туфли на каблуках и красивое кольцо или браслет. Ощущение, что ты женщина, если оно есть, никуда не девается. И рано или поздно наступает момент, когда хочется выбраться из кокона оверсайза и надеть маленькое черное платье.
— Наряд как раз к празднику. А как вы относитесь к 8 Марта?
— С изрядной долей иронии! Тех, для кого это важно, мы, конечно же, поздравляем. Но, честно говоря, не понимаю, почему радоваться тому, что ты женщина, нужно всего один день в году?
Свежие комментарии