На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Что наша жизнь? Шоссе!

Про этих мужиков поют песни и снимают фильмы. Дальнобойщик — суровая, тяжелая работа. Наш репортер постарался узнать из первых уст, какие опасности подстерегают в пути водителя большегрузного автомобиля, можно ли договориться с гаишниками «по-хорошему» и как перевозки сказываются на ценниках в магазинах. Поговорить откровенно о своей профессии и жизни согласился Иван ФЕЩУК, водитель с 20-летним стажем из Белгородской области. Только он сразу предупредил: про романтику — ни слова!

Ивану 38 лет, больше половины из них он провел за рулем. Сейчас колесит по бесконечным дорогам в статусе индивидуального предпринимателя на собственном 26-тонном большегрузе Volvo. Стоимость фуры сопоставима с ценой небольшой квартиры в пригороде Белгорода. Да и габариты примерно такие же. По словам Ивана, когда он впервые оказался за рулем Volvo, ему стало страшно: «Мне казалось, что этот сарай на колесах посбивает все на своем пути». Начинал-то парень с компактной пятитонной «газели», купленной в кредит за 400 тысяч рублей. Это сейчас на такие деньги только старенькую малолитражку купишь, а тогда, в начале нулевых, сумма была солидной. Но большого стартового капитала у Ивана не было, если не считать жигуленка, доставшегося в наследство от отца.

Профессию он особо и не выбирал. Просто с детства больше всего ему нравилось сидеть за рулем. Да и сейчас нравится. И еще подкупает свобода: сам себе начальник, бухгалтер, юрист и налоговый инспектор. Суть-то его трудов проста: получить груз (цена его достигает 5-7 млн рублей) и доставить заказчику вовремя, целым и невредимым. При этом надо постараться минимизировать себестоимость перевозки.

С последним год от года сложнее. Достаточно сказать, что самое дешевое дизельное топливо уже сравнялось по цене с высокооктановым бензином.

Как вам такая арифметика? «Перевезти 20 тонн груза на расстояние 1000 км стоит примерно 35 тысяч рублей. Столько заплатит заказчик. А перевозчику из этой суммы достанется тысяч 20 примерно — за вычетом стоимости топлива (12 тысяч), платных участков дорог, амортизации машины и налогов, — рассказывает Иван. — Стабильный грузоотправитель — многочисленные птицефермы Белгородской области. Их продукция поставляется круглый год во все российские регионы. Конкуренция за такой заказ высока. Если поднять цену на перевозку, сразу найдется тот, кто предложит меньшую. Так что разговоры о том, что продукция в магазинах дорожает из-за транспортных расходов, — лукавство. За последние несколько лет стоимость перевозки выросла лишь процентов на пять, не более».

Всем водителям по-прежнему памятна история с «Платоном», когда дальнобойщики проводили акции протеста по всей стране. Почему они взялись бастовать? «Мы были против нового налога на большегрузные автомобили, — объясняет мне Иван. — Изначально нам пообещали, что он будет минимальным. Обманули, как водится. Теперь „Платону“ — системе контроля дорожного движения — надо платить по 3 рубля с каждого километра! Все грузовозы снабдили спутниковой аппаратурой, которая считает пробег и автоматически начисляет сумму платежа. Правда, вскоре нашлись умельцы, которые стали заворачивать передатчики в плотную фольгу. Спутник их больше не видит, для него такие фуры в вечном простое... Говорят, собранные „Платоном“ деньги идут не только в карманы его хозяев, но и на ремонт дорог. Ну что ж, дело благое. Но ведь дальнобойщики и так платят транспортный налог, зачем же вторую шкурку сдирать?»

У меня нет ответа, Иван.

За параметрами поездки следит специальный аппарат, установленный на борту фуры, — что-то вроде «черного ящика» на воздушных лайнерах. Учитывается скорость, дальность пути и рабочее время. Через каждые 4,5 часа положено делать перерыв на час. Патруль ДПС вправе остановить и данные проверить. На деле рабочее время определяют только личные ощущения. Устал — отдохни. Рисковать не принято. Дальнобойщики — ответственные люди.

Хотя в последнее время появились и в этой среде временщики, бывшие таксисты и просто любители, получившие права категории Е. «Наездники», как их называют профессионалы, кошмарят водителей легковушек в основном на трассе Москва — Петербург. Подрезать могут, рискованный обгон совершить и никогда не помогут в сложной ситуации. Легендарное «дальнобойное братство» их не касается. Хотя взаимопомощь на дороге — закинуть пробитое колесо в кузов (а это 75 кг веса), инструментами поделиться, предупредить, что впереди пост ДПС, — норма жизни для нормального водителя большегруза.

Поборы на дорогах, грабежи и прочие ужасы? По словам моего собеседника, все это осталось в прошлом. За редкими исключениями. Говорят, в Мурманской области до сих пор орудуют какие-то легендарные бандиты, которые якобы «крышуют» трассу. Они взимают за проезд 1,5 тысячи рублей, а взамен выдают наклейку на лобовое стекло. И дальнобойщики им платят эту дань — «возникать» себе дороже встанет. Тем более ездить зачастую приходится поодиночке.

Да, сейчас даже на дальние расстояния редко кто берет напарника — невыгодно это. Доходы и так сильно зависят от сезона. Частный предприниматель, если он ездит интенсивно, в летние месяцы может зарабатывать по 250-300 тысяч рублей. Зимой меньше сельскохозяйственных заказов вроде перевозки комбайнов и другой техники. Так что доходы падают в разы.

Особым вниманием сотрудников ДПС пользуются международные перевозки. Украинские фуры досматриваются с таким пристрастием, что грузоотправителям стало проще перенести склады, а иногда и производство на российскую территорию. Буквально за последний год в пограничном с Украиной городе Шебекино обосновались производители мебели, дверных замков, игрушек, искусственных новогодних елок и прочей мануфактуры. При этом украинские водители никогда «дальнобойное братство» не покидали и остаются своими ребятами на российских дорогах. Случись что — всегда протянут руку помощи...

А как все же насчет романтики дорог вообще и профессии в частности? Мой собеседник смеется. Говорит, было что-то такое в молодости — волнение, интерес увидеть новые места, кайф от дороги. Теперь это всего лишь рабочее место. Интересы другие: надо семью обеспечивать, жене внимание уделить, с сыном пообщаться (Степану 11 лет, помимо учебы он увлекается авиацией), дом, наконец, достроить в Масловой Пристани. И обеспечить задел на будущее, на осеннюю пору жизни. К 55 годам хорошо бы заиметь собственный автосервис. Колесить по дорогам интересно по молодости, когда азарта и здоровья через край, а потом колесить тяжело.

P.S. Ну что же, все у него расписано как в пословице: вырастить сына, посадить дерево, построить дом. Вот такой основательный человек Иван Фещук. Впрочем, романтики это не исключает. На его странице в соцсетях — фотографии дорог и авиалайнеров. Он не пропускает ни одно авиа-шоу, а в кабине фуры вместе с ним в рейсы отправляется маленький самолет, подаренный сыном...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх