На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Почему в Крыму все так дорого

Седьмой год цены на бензин на полуострове остаются самыми высокими в России. Вот и опять, в который раз, Сергей Аксенов назвал «ценообразование ГСМ проблемным». Мягко сказано: мост построен, железную дорогу запустили, но крымский бензиновый ценник продолжает безудержно расти.

Автозаправки кубанской Тамани, всего в нескольких километрах от Крымского моста, предлагают АИ-92 по 44 рубля за литр и АИ-95 — по 49. Стоит перемахнуть через Керченский пролив, как те же самые литры обойдутся в 47 и 53 рубля соответственно. И всю остальную здешнюю дороговизну привычно списывают на «топливный» фактор: «Так какое дорогое горючее стало!..»

Отчаявшиеся граждане пытаются понять, откуда берется крымская бензиновая маржа. Столичные эксперты рассуждают о необходимости улучшения логистики и создания конкурентной среды. Вот, к примеру, рекомендации Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ): «Если снизить НДС для топливных компаний Крыма, сократив их издержки, следом опустится розница». Звучат просьбы о неких новых преференциях на транспортировку топлива автотранспортом или железнодорожными перевозками через мост.

Но если смотреть правде в глаза, крымские топливные компании никак не заинтересованы пересматривать подход к ценообразованию на горючее. Заметное снижение расходов на доставку топлива никак не отразилось на крымской рознице. В соцсетях висит вполне обоснованный вопрос: «Мост давно открыт, а цены почему-то не падают. Это саботаж коммерсантов или непрофессионализм чиновников?» Главное, не наблюдается сколь-нибудь эффективных действий с целью проверки наличия картельного сговора и обоснованности установленной стоимости ГСМ со стороны Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры и других компетентных органов. Государственные структуры словно согласны с разгулом бензиновых цен в Крыму.

Два года назад, в октябре 2018-го, глава республики Сергей Аксенов был вынужден сделать несколько громких заявлений. Он пытался пояснить возмущенным землякам, почему начавшееся движение грузовых автоколонн по Крымскому мосту не привело к снижению цен. «Глобальные изменения в ценовой политике наступят только после открытия железнодорожной части моста. Железная дорога — самый дешевый вид транспорта, который обеспечит быструю доставку грузов по нормальной цене. Думаю, падение цен будет, но пока крупные игроки рынка не зашли в Крым», — говорил Аксенов. Также, по его словам, только после запуска грузовых поездов через Керченский пролив подешевеет топливо: «Заработает железная дорога, будем пересчитывать цену каждого литра».

Уже через две недели Аксенов вернулся к горячей теме: «Частник имеет право продавать свой товар за любую цену. С учетом того, что в Крым из-за санкций пока не идут крупные компании, присутствует спекулятивный момент. Большинство тех, кто продает нам товар по завышенным ценам, — наши же, крымские...»

На самом деле Ространснадзор действительно не давал тогда разрешения запустить на мост бензовозы. Опасный груз, каждая цистерна — готовая бомба. Впрочем, фирмачи-перевозчики плевать хотели на запрет и без проблем катили через пролив. На YouTube появились видеоролики, где «бомбы на колесах» едут по мосту бок о бок с автобусами и легковушками. Прибыль с лихвой перекрывала любой штраф, ведь цена крымских АЗС упорно оставалась куда выше, чем в том же Краснодарском крае.

Нынешним летом это сообщение прозвучало как песня: «30 июня два грузовых поезда с материка и полуострова пройдут по мосту навстречу друг другу. Они пересекут Керченский пролив и откроют грузовое железнодорожное движение. В сторону материковой России проследует поезд с продукцией крымских предприятий. Навстречу проследует состав, сформированный, в частности, из цистерн с бензином...»

Это был праздник. Республика отчаянно надеялась: уж теперь-то диковатые цены устремятся вниз. Телеканалы в прямом эфире показывали въезжающие на мост грузовые составы. Последний раз такие трансляции шли с парадов Победы в Симферополе, Керчи и Севастополе. «Запуск грузовых поездов по мосту — еще один шаг на пути экономического развития Крыма. Грузооборот будет увеличиваться, а стоимость перевозки основных грузов — зерновых культур, стройматериалов, удобрений, нефтепродуктов — снизится в среднем на 30-50%», — заверял публику присутствовавший на торжествах министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Увы! Уже через месяц АИ-95 подорожал на 5 рублей. Уточним имена. Есть два монополиста, реально контролирующие крымский рынок ГСМ, сладкая парочка симферопольских корпораций «ТЭС» и ATAN. Обе работают с украинских времен. Все остальное — несущественная величина. В российском Крыму до сих пор нет ни одной заправочной станции крупнейших компаний России. Под угрозой западных санкций все дружно остались за мостом.

До лета-2014 у крымских дорог еще мотались бело-красные флаги «ЛУКОЙЛа». Потом словно языком слизало. Симферопольские дельцы по факту не имеют никакой конкуренции. А потому творят что хотят. Например, в разгар нынешнего курортного сезона стоимость АИ-95 на Южнобережье достигла рекордных 55 рублей. Смешно, но именно тогда Крымская железная дорога сообщила о начале прямых поставок авиатоплива из материковой России в Крым. Это позволило снизить тариф на перевозку топлива на 23%. Экономия на одну цистерну составила 43,5 тысячи рублей. И никто не понял, чем же транспортировка авиационного керосина отличается от бензина, который остается супердорогим?

P.S. Есть много интересных вопросов к службам Следственного комитета по Крыму и Севастополю, который тоже предпочитает не вмешиваться в ситуацию с бензиновыми ценами. Словно пытаясь оправдаться, республиканское управление ФАС наконец-то возбудило дело в отношении «ТЭС». В ведомстве объявили, что подозревают сеть автозаправок в «установлении монопольно высоких цен». Владельцы ATAN, где цены идентичны, остались вне подозрений? Впрочем, результат местного расследования был известен наперед. Двухмесячная проверка практически ничего не дала...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх