На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

«Да уж известно - не нэпман», - сказал Шариков

Хотите зрелищ с ресторанным разгулом, полуобнаженными дамами за столиками у сцены? Или синематограф, где, развалившись в креслах и пощелкивая семечки, зрители дивятся на экранных кокоток и сплевывают на пол? А как вам приблатненный шансон про бублички и чубчик кучерявый? Тоже ведь искусство...

Успокойтесь, я пока не про сегодняшний день, хотя параллели очевидны. Я про искусство времен НЭПа, про 1920-е. После Гражданской войны страна лежала в руинах, народ голодал. А тут вдруг появились сытые, которым захотелось песен и зрелищ. Откуда что взялось — частные театры, эстрадные антрепризы, легкие (даже слишком) жанры, потребляемые с нескрываемой жадностью и азартом.

О том свидетельствуют воспоминания очевидцев и участников культурных событий столетней давности, документы, фотографии, афиши, вещи, долгие десятилетия хранившиеся в архивах и коллекциях, в том числе частных, а также в фондах Театрального и Русского музеев, Александринского театра. Многое из них представлено нынче на выставке «НЭП: хлеба и зрелищ!» в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.

Никогда прежде с таким размахом не демонстрировалось у нас все, что связано с «несерьезной культурой» 1920-х. Так бы и канула, наверное, в Лету, если бы не нынешняя вакханалия с бузовыми в классическом МХАТе, с обнажившимся на сцене модным режиссером Богомоловым. С самопровозглашенными «королями» и «императрицами» эстрады, которой нет, а есть шоу-бизнес. С сомнительного качества «популярной музыкой» и бесконечной публичной перетряской грязного белья известных людей.

Идешь по выставочным залам и ловишь себя на мысли, что много из представленного на ней — это не о далеком времени наших дедов и прадедов, а о нас сегодняшних. Разве что здесь и сейчас больше шику — по-нынешнему, понтов.

Что еще роднит две исторические вехи, так это жажда наживы тех, кто навязывает, толкает такое «искусство» в массы. Как говаривал Леонид Осипович Утесов, «наш театр имеет три части. Главная из них — касса. Сначала мы хотели построить только кассу, но нам не разрешили. Пришлось пристроить зрительный зал и сцену». Вот и в первой четверти ХХI века касса тоже вышла на первый план. А 100 лет назад...

— Искусство периода НЭПа считается несерьезным, но это не вполне справедливо, — констатирует Елена Грушвицкая, научный сотрудник музея. — Да, было много дешевых кабаре, непритязательных антреприз, чересчур экспериментальных постановок. Господствовали безголосые певцы, вульгарные танцовщицы. Но были и арт-подвал «Бродячая собака» в Петербурге с Ахматовой, Судейкиным, Георгием Ивановым. И частный Свободный театр под руководством актера и режиссера Александринки Леонида Вивьена, собиравший толпы изголодавшихся по настоящему искусству горожан. Именно там впервые в Петрограде выступал Леонид Утесов. А кроме них Николай Акимов, Рина Зеленая, Сергей Мартинсон, Николай Евреинов, Валентина Ходасевич, Юрий Анненков — ныне гордость отечественной культуры! Вот мы и посчитали необходимым вернуть из небытия их имена, а вместе с ними многие из театрально-музыкальных явлений.

А чтобы возвращение было убедительнее, организаторы выставки подготовили масштабную артпросветпрограмму. Тут и кино с тапером, и песни того времени с комментариями специалистов, и спектакль по актуальному во все времена роману Ильфа и Петрова «12 стульев» (режиссер Никита Славич, исполнитель роли «великого комбинатора» Владимир Антипов).

История, как известно, повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс. Назвать трагедией искусство 20-х годов прошлого века будет натяжкой. Как и сравнивать отдельные его «повороты» с заполонившими современный российский театр и эстраду «открытиями». Уже хотя бы потому, что почти все эти открытия — плоть от плоти найденного и выстраданного в 1920-1930-е годы. Вивьен, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров, Михоэлс, их современники и соратники если и работали на публику, на ее далеко не утонченные вкусы, то разве что на заре своей творческой деятельности. И уж точно в своих поисках никого не копировали.

Назвать фарсом российское массовое искусство 2020-х натяжкой точно не будет. Небогатое новое и хорошо забытое старое, эхом отозвавшееся на затянувшиеся перестроечные настроения, смешалось под вывеской ломки стереотипов. Не искусство, а какая-то барахолка с голосистыми, но бездарными продавцами. Дешевый фарс за большие деньги, причем часто бюджетные.

P.S. Работает выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!» в Петербургском музее театрального и музыкального искусства до ноября.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх