На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

ММКФ: кино вместо банкетов

По традиции, на Московский международный кинофестиваль аккредитуются несколько журналистов «Труда». Мы уже публиковали мнение о смотре кинообозревателя газеты Леонида Павлючика (см. выпуск 30 апреля), сегодня знакомим читателей с иным взглядом на итоги 43-го ММКФ.

Это уже второй ММКФ эпохи коронавируса, и эпидемия наложила свой отпечаток как на подбор фильмов, так и на состав гостей. Зрителей на фестивале было заметно меньше, чем в былые времена. Не приехали многие зарубежные гости, и тут, по словам президента фестиваля Никиты Михалкова, не обошлось без политики: «…проблема с гостями связана не только с коронавирусом: мы – изгои. Очень многие знакомые и коллеги хотят к нам приехать, но им поставлен определенный барьер».

Тем не менее фестиваль получился, и в этом году на нем царило большее оживление, чем в 2020-м. Число аккредитованных гостей и прессы превысило прошлогоднее на треть. Михалков связывает это с переносом фестиваля на апрель: в результате он не накладывается на другие смотры, а кроме того – «люди после зимы устали сидеть дома».

Отборщики живо откликнулись на повестку дня и включили в программы фильмы, связанные с локдауном, а также большое количество «женского кино», т.е. фильмов, снятых женщинами-режиссерами. Программа «Фильмы моей жизни» Кирилла Разлогова дала возможность пересмотреть хиты прошлого и приоткрыла зрителям вкусы программного директора ММКФ.

Теперь, собственно, о фильмах.

Мы, безусловно, рады за победителей, но некоторые решения жюри не могли не удивить: например, присуждение главного приза румынскому фильму «#Засранка» – истории затянутой, с раздутым конфликтом, хотя и основанной на реальном случае в Южной Корее. Видео о том, как хозяйка не убрала за собакой в вагоне метро, вряд ли вызовет скандал в современном обществе – может быть, только в корейском. Режиссер, принимая награду, процитировал президента фестиваля Никиту Михалкова, сказавшего как-то, что фильму, чтобы получить интернациональное признание, надо прежде всего быть национальным. Мысль не лишена резона, но в истории об интернет-травле как раз нет ничего национального, скорее наоборот, она имела шанс случиться в любой стране, только все-таки повод, а с ним и «звучание» ленты могли бы быть позначительней. Создается впечатление, что фильм был награжден, что называется «ради прикола», чтобы на следующий день новости пестрели заголовками с хулиганисто-неблагозвучным словечком.

Вторая по значимости награда – за режиссуру – была вручена российскому режиссеру-экспериментатору Алексею Федорченко за фильм «Последняя «Милая Болгария». Конечно, приятно, что единственный российский фильм конкурса получил этот приз. Фильм настолько отличался своеобразием визуального решения от своих конкурентов, что нетрудно было догадаться: такую ленту не могут не отметить. Но техническая изобретательность не всегда вызывает эмоциональный отклик, и, на мой взгляд, это тот самый случай, когда трюкачество оказалось излишним. Фильм получился головным, рассчитанным на высоколобых ценителей, с бледными героями, не вызывающими сочувствия, в отличие от книги Зощенко, по мотивам которой он сделан.

А что же выбрали зрители? Приз «Ключ к сердцам зрителей» получил греческий фильм «Человек божий» от сербского режиссера Елены Попович – биография св. Нектария Эгинского (1846 –1920), рассказанная просто, без прикрас, может быть, где-то чересчур прямолинейно. Тем не менее работа поднимает важные вопросы о месте человека в обществе, амбициях и смирении, отношениях с облеченными властью и следовании своему призванию. Все это мы видим в биографии о. Нектария, который многие годы был жертвой клеветы и несправедливых гонений. Я думаю, любому из нас нетрудно будет провести параллели с собственной жизнью – может быть, поэтому фильм нашел отклик у зрителей. Режиссер картины Елена Попович сама подчеркнула, что картина рассчитана на самую широкую аудиторию, а не только на верующих. Подтверждением тому стал полученный приз.

Говоря об остальных фильмах конкурса, хочется отметить камерную мелодраму «Сын» иранки Нушин Мераджи – живую и трогательную картину о встрече двух враждующих братьев после смерти матери. Интересно и убедительно сделана итальянская экранизация романа Альберто Моравиа «Равнодушные». Китайский фильм «Кофейня в поле», несмотря на простой сюжет, поэтично показывает жизнь героев где-то в степной провинции. Сербский фильм «Синий цветок» – современная, берущая за живое драма о проблемах женщины среднего возраста.

В программе «Свободная мысль» был показан любопытный фильм американца Билла Моррисона «Деревенский детектив»: исландские рыбаки выловили из моря катушки со старым советским фильмом с Михаилом Жаровым в роли участкового Анискина. Для режиссера это послужило отправной точкой, чтобы рассказать зрителям о Жарове. Еще одна забавная российская документалка – «Собутыльник онлайн» режиссера Владимира Непевного: его героиня в разгар карантина предлагала желающим за плату пообщаться по скайпу за бокалом вина.

Среди большого изобилия внеконкурсных фильмов внимание привлекли такие серьезные ленты, как «Естественный свет» Денеша Надя (Венгрия) – военная драма, рассказывающая о венгерских солдатах, воевавших против России на стороне Германии, «18 килогерц» Фархата Шарипова – о подростках-наркоманах в Алма-Ате 90-х годов, «Яблоки» Христоса Нику (Греция) – фильм-фантазия об эпидемии, в которой люди теряют память. Кинорежиссерки нашего времени тоже порадовали зрителей – в программе как минимум две неплохие картины: «Лорелея» Сабрины Дойл (США) – история мужчины, пытающегося вернуться в обычную жизнь после выхода из тюрьмы, и «Часики тикают» Наташи Беллер (Швейцария) – комедийная мелодрама о том, как трудно создать семью женщинам за тридцать.

В российских программах тоже было немало хорошего, серьезного и по-настоящему зрительского кино. В процентном отношении, наверное, его там было больше, чем в международной части фестиваля. Динамичный и одновременно трогательный фильм Александра Молочникова «Скажи ей» открывал российскую программу. Лента рассказывает о том, в какое трудное положение может попасть ребенок после развода родителей. В мае фильм выйдет в прокат. Вторая картина на схожую тему – «Маленький воин» режиссера Ильи Ермолова. Его герой – подросток, который занимается борьбой сумо, чтобы поехать в Японию на соревнования и разыскать там бросившего семью отца. Также зрителям стоит обратить внимание на фильмы «Только серьезные отношения» Славы Росса, «Вмешательство» Ксении Зуевой и «Эсав» Павла Лунгина.

Таковы некоторые наиболее, на наш взгляд, примечательные фильмы 43-го Московского кинофестиваля. Цитируя все того же Никиту Михалкова, можно сказать, что если раньше многие определяли качество фестиваля количеством звезд и банкетов, то в последние годы основной упор делается на само кино и разнообразие фестивальных программ. И хотя звезды и банкеты тоже нужны – наверное, правильно, что кино на этот раз было в приоритете.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх