На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

544 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в ЗаполярьеВице-премьер Хусн...
  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...

Ирина Старшенбаум: И никому не видно, что происходит за дверями квартиры…

На следующей неделе, 25 ноября, будет отмечаться Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Накануне кинокомпания «Вольга» выпускает в прокат психологический триллер Ивана Петухова «Сестры». Главная героиня Анна (Ирина Старшенбаум), молодая женщина, чья жизнь превратилась в кошмар, мечтает спасти от мужа-мучителя (Никита Ефремов) себя и ребенка.

Однажды она узнает о таинственных силах, способных прийти ей на помощь. И решает рискнуть...

«Выбор точного языка в разговоре на такую болезненную и до сих пор разделяющую общество тему — задача чрезвычайно сложная, и, подозреваю, именно поэтому фильмов на этой территории ничтожно мало или вовсе нет. Заявленный в «Сестрах» жанр психологического триллера — попытка решить эту задачу бескомпромиссно», — говорит режиссер ленты Иван Петухов. Сама же актриса считает эту роль самой трудной в своей жизни. Почему?

— Ирина, чем вас привлек проект «Сестры»?

— С режиссером Иваном Петуховым я уже работала шесть лет назад над короткометражным фильмом «Нет». И была очень удивлена, когда получила от него новый сценарий, кардинально отличающийся от всего того, что мы делали прежде. Такое желание рисковать и пробовать себя в разных жанрах, такие амбиции мне импонируют. Так что шла я сниматься прежде всего к режиссеру, хотя и тема фильма — домашнее насилие — сегодня одна из самых актуальных.

— А что вы об этом знаете? Как готовились к съемкам?

— Смотрела документальное кино, читала книги. Увы, тему домашнего насилия у нас принято замалчивать, объясняя это нежеланием вторгаться в личное пространство другого человека.

Но когда ты погружаешься в реальные истории, то голова кругом идет! От некоторых подробностей, чудовищных и бесчеловечных, я просто теряла дар речи. А как вам такая статистика? 71 процент женщин, убитых в России за годы пандемии, погибли от домашнего насилия. А 79 процентов женщин, осужденных за убийство, от этого насилия защищались! Существовать с этим знанием настолько тяжело, что хотелось поскорее «выгрузить» свои эмоции на камеру. Могу к этому добавить, что роль в «Сестрах» — самая непростая в моей жизни.

— У вас с вашей героиней Анной есть что-то общее в характерах?

— Анна только выглядит такой робкой, безропотной, поскольку живет с тираном и не может позволить себе проявить свои чувства. И все равно она обладает большой силой духа и это наша с ней общая черта. У нее есть внутренний стержень, помогающий ей пройти через ад и не погибнуть.

Сила духа — общая черта Ирины и ее героини Анны. Фото Анны Богод

— Что бы вы посоветовали женщинам, страдающим от таких вот мужей-мучителей?

— Не думаю, что я вправе давать советы только потому, что мне пришлось вживаться в эту роль. Это все-таки дело специалистов. К счастью, сегодня есть организации, бесплатно поддерживающие жертв насилия. Там можно получить консультацию психолога и другие виды помощи.

Мне кажется, главное для людей, оказавшихся в такой беде, — это осознать, что происходящее с ними ни в коем случае не норма жизни, что из этого замкнутого круга обязательно надо вырваться.

— Но в «Сестрах» примерно до середины фильма непонятно, то ли вправду у Анны муж — тиран, то ли у нее самой психическое расстройство...

— Режиссер показывает нам женщину, страдающую от домашнего насилия, как бы глазами обывателя — в данном случае ее свекрови и соседей. На людях муж Анны всегда и со всеми вежлив, корректен — просто идеал, ничего плохого про него не подумаешь. А сама героиня зачастую выглядит не очень адекватной. И никому не видно, что происходит за дверями их квартиры...

Решая почти неразрешимую задачу, героиня готова обратиться и к мистическим силам

— Как вам работалось с Никитой Ефремовым?

— «Сестры» — не первая наша совместная картина. Вообще мы дружим давно, с тех пор, когда я еще не была актрисой. Считаю Никиту одним из самых талантливых артистов нашего поколения и знаю, как много он работает над собой. Вот и в этот раз ему удалось так точно и бескомпромиссно показать своего героя, что мне просто невозможно представить другого партнера. Кстати, скоро выйдет еще один фильм, где мы играем мужа и жену, он называется «Здоровый человек», там тоже присутствует тема кризиса в семейных отношениях. Надеюсь, когда-нибудь у нас с Никитой будет и совместный театральный проект.

— Реалистическая и мистическая составляющие в «Сестрах» не входили для вас в противоречие?

— Напротив, с самого начала было очень интересно, как можно такую остросоциальную историю рассказать языком хоррора. Тут можно вспомнить и фильм «Мама» Даррена Аронофски, который тоже любит делать полудраматические-полумистические картины. Элементы мистики использовали в своих фильмах и мои любимые Тарковский и Бергман. И хотя я не поклонница хоррора как такового, нельзя не учитывать, что в России это один из самых кассовых жанров.

— Ваша Анна зарабатывает изготовлением тортов на заказ, а вы как-то признались, что любите готовить. Но как такое хобби сочетается с заботой о хорошей фигуре?

— Я не из тех, кто может расслабиться и не думать о лишних килограммах. Поэтому постоянно занимаюсь спортом и придерживаюсь системы здорового питания. Правда, в командировках не всегда получается соблюдать все ограничения. Сейчас я на съемках в Италии, а здесь сложно обойтись без пасты и сладкого. Хотя, как ни странно, в весе я не прибавила. Может, это связано с нагрузкой? Работы тут хватает.

— А какую еду вы любите?

— В ресторанах отдаю предпочтение кухне азиатской, а в повседневной жизни — русской, по которой за границей очень скучаю: супы, винегрет, оливье. Тут главное — не усердствовать, не позволять себе сразу и первое, и второе, и компот.

Актриса внимательно следит за своей физической формой и зрителей тоже призывает к разумной сдержанности. Фото Риты Праги

— Как вы отдыхаете после трудных ролей?

— Закончив очередной проект, обязательно нужно подвести итоги и вознаградить себя за труды. Если этим правилом пренебречь, организм может обидеться. Для меня отдыхать — это побыть на природе или полюбоваться архитектурой. Люблю ездить в Петербург. А если невозможно выбраться из Москвы, занимаюсь йогой, плаваю, хожу в баню. В общем, чищу тело и дух.

— Где вы сейчас снимаетесь?

— В картине одного из моих любимых британских режиссеров Майкла Уинтерботтома «Земля обетованная», рассказывающей о зарождении государства Израиль в Палестине. Фильм сложный и интересный, он снимается на английском языке и отчасти на иврите, который мне пришлось изучить специально для этого проекта.

— А как вы попали в него?

— Спасибо Кириллу Серебренникову, который, можно сказать, дал мне возможность сниматься по всему миру. Дело в том, что его фильм «Лето» с моим участием показывали четыре года назад в Каннах. Там меня заметили Уинтерботтом и другой режиссер, Томас Штубер, известный по картине «Между рядами», побывавшей на многих фестивалях. Томас пригласил меня в свой фильм «Молчаливые спутники», премьера которого состоится в начале декабря в Европе и в Америке. Его создавали по книге Клеменса Майера «Темные спутники». Это новеллы про людей, живущих в Германии, в том числе в лагере для беженцев. В числе исполнителей главных ролей — Настасья Кински, а еще французский актер Адель Беншериф, игравший в фильме «Пророк».

С режиссером Майклом Уинтерботтомом и актером Дагласом Бутом

— Да уж, весьма интенсивная карьера в России и за рубежом! При этом вы не имеете актерского образования. Считаете себя удачливой?

— Конечно, без удачи не обойтись, но ко всему я еще, не сочтите за нескромность, трудолюбивый человек. Моя жизнь состоит из работы и учебы. А еще нужно сдерживать в себе ростки насилия и агрессии, не тратить время на ненужную борьбу. Если наладить контакт с собой и отношения с близкими тебе по духу людьми, все будет хорошо. Во всяком случае я в это верю.

— Думаете, ваш рецепт универсален, он подойдет другим?

— Не знаю. Но попробовать точно стоит. Сейчас особенно важно постараться сделать так, чтобы и вам, и людям вокруг стало хотя бы немного легче, светлее, радостнее. Понимаю, это сложно. Но если мы научимся сохранять свет в себе и делиться им, то справимся со всем, что бы в мире ни происходило.

 

Ссылка на первоисточник
наверх