На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

544 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в ЗаполярьеВице-премьер Хусн...
  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...

Небо. Самолет. Сирия

Это случилось шесть лет назад. В ноябре 2015-го вблизи сирийско-турецкой границы был сбит российский бомбардировщик, выполнявший боевую задачу по уничтожению террористов. Коварный удар по нашему самолету нанес турецкий истребитель. Экипаж в составе подполковника Олега Пешкова и капитана Константина Мурахтина катапультировался из горящего самолета.

Командир был расстрелян террористами в воздухе, что запрещено международными конвенциями. Штурман приземлился на территории, контролируемой боевиками, и около суток скрывался в лесу. Для его спасения российскими военными была проведена спецоперация.

Волнующая реальная история легла в основу фильма «Небо», снятого при поддержке Министерства обороны РФ. А Сергей Шойгу даже стал одним из персонажей фильма. Правда, его ни разу не называют в картине по имени-отчеству, но актер Анатолий Кот благодаря мастерству гримеров сумел достичь максимального портретного сходства с министром. Возникает на общем плане и сам Путин — именно он дает отмашку на проведение спецоперации по спасению летчика, которая в жизни заняла 12 часов.

В «Небе» все события спрессованы в два часа экранного времени. Фильм вмещает в себя сразу несколько временных пластов. В частности, мятежную юность Олега Сошникова (так в фильме зовут главного героя), пришедшуюся на лихие 90-е, когда, по версии авторов, случился полный развал армии. Чтобы у зрителей не осталось сомнений в виновнике случившегося, в кадре появляется портрет Ельцина.

Курсанты летного училища, среди которых светлооким ликом сразу выделяется наш герой (его в молодости играет Виталий Омельченко), стоят на распутье: керосина нет, учебных полетов не предвидится.

Можно остаться в училище, грызть и дальше сухой гранит теории, драить казарму. А можно рвануть на гражданку, а то и податься в криминалитет, как поступают несколько соучеников Олега.

Наш герой, обидевшись на пьяную выходку командира училища, уже собрал было дембельский чемоданчик, но встреча с прекрасной Еленой (Ксения Симонова) и шайкой местных бандитов, которых Олег уложил в ходе кровавой потасовки, не заработав даже синяка, заставит его вернуться в училище. А через 20 лет он уже будет мочить бородатых бандитов в Сирии, пока жена, та самая Елена (в зрелые годы ее играет Мария Миронова) будет ждать экранного героя дома и воспитывать двоих образцовых детей...

Я понимаю, нелегко снимать игровое кино о реальных людях, о реальной трагедии и реальном подвиге. Да еще по горячим, кровоточащим следам. Да еще, догадываюсь, под неусыпным приглядом генералов Минобороны, для которых шаг влево, шаг вправо — уже попытка идеологической смуты. Могу представить себе, сколько вариантов сценария режиссеру пришлось представить на суд военных экспертов. Но все равно мне сложно оправдать изначальную ставку постановщика «Неба» Игоря Копылова на создание на экране этакого жития вместо живого, объемного, полнокровного героя.

Актер Игорь Петренко пытается утеплить образ своего персонажа, добавить ему чего-то живого, человеческого, но это невероятно трудно сделать в условиях, когда Сошников весь фильм мыслит непререкаемыми константами и изъясняется плакатными лозунгами. Он не задается вопросами о корнях и причинах сирийского конфликта, о своем участии в этой (еще одной) «незнаменитой» войне, о противоречивой, скажем так, репутации Башара Асада, на чей призыв о помощи откликнулась Россия. А без промедления исполняет приказы и, несмотря на протесты любимой жены, первым просится в Сирию.

Герою уже 45 лет, седина посеребрила виски, казалось бы, не зазорно подумать и о военной пенсии, о мирной жизни. Но на предложение старого знакомого перейти в гражданскую авиацию, где ему будут платить зарплату в полмиллиона рублей, Сошников с негодованием и не иначе как с оглядкой на бессмертный афоризм из фильма «Офицеры» чеканит в ответ: «Я на Россию не работаю, я ей служу». Несмотря на то что «Небо» снято в цвете, оно оставило у меня ощущение черно-белого кино. Наши доблестные военные не знают в Сирии поражений, страха, сомнений и упрека. Это относится и к напарнику Сошникова, штурману Муравьеву (Иван Батарев), который без колебаний летит в Сирию, оставляя дома молодую жену, беременную первенцем.

Зато американские кукловоды, которые, оказывается, хитроумным образом спровоцировали нападение турецкого самолета на наш бомбардировщик, выглядят циничными негодяями и откровенными недоумками. Один из них, некий Ник Палмер (Ричард Ли Вилсон), без конца восхищается российской военной мощью, как если бы его задачей было разложение боевого духа своих соратников. А стратегию США в Сирии в разговоре с подконтрольными ему боевиками он формулирует так: «Если вступил одной ногой в дерьмо, смело вступай в него другой, все равно уже воняет».

Справедливости ради надо сказать, что в фильме есть и сильные стороны. В частности, это боевые эпизоды по уничтожению террористов, снятые с настоящим размахом и суровым реализмом. Видимо, сказался предыдущий опыт работы режиссера над военной драмой «Ржев», в которой помимо прочих достоинств был впечатляюще показан кровавый лик войны. В «Небе» к этому режиссерскому опыту добавились солидный бюджет и мощная современная военная техника, предоставленная для съемок Министерством обороны. Военные сцены, занявшие всю середину фильма, можно с упоением смотреть как самостоятельное кино. Вот если бы еще не пропагандистская упаковка...

Особенно нетерпимо фальшивыми показались мне финальные кадры, когда гроб с телом Сошникова привозят на родину. Надрывная, давящая на слезные железы музыка, малолетний сын погибшего летчика (на вид не больше восьми лет) клянется над гробом стать таким же героем, как отец, а группа школьников-юнармейцев по мановению руки безутешной вдовы запускает в небо стаю бумажных самолетиков. Часть простодушной публики хлюпает в эти мгновения носами.

P.S. Министр обороны Сергей Шойгу уже распорядился включить «Небо» в перечень фильмов, обязательных к просмотру в Вооруженных Силах РФ. Лучше бы солдатам лишний раз показали «Летят журавли», «Балтийское небо» и «Они сражались за Родину».

 

Ссылка на первоисточник
наверх