В любимом многими поколениями зрителей театре «Уголок дедушки Дурова» жизнь бьет ключом. Недавно открылась Новая сцена. Амфитеатр зала полукругом спускается к манежу, так что зрители первых рядов попадают чуть ли не в центр разворачивающегося действа. Еще одна важная перемена: в театре появился молодой руководитель, точнее, руководительница.
На смену народному артисту России Юрию Дурову, возглавлявшему театр 15 лет, пришла его дочь — известная дрессировщица, представительница пятого поколения легендарной династии Наталья Дурова — младшая. О полуторавековых традициях театра зверей и его сегодняшней жизни мы поговорили с Натальей Юрьевной.— Наталья, твой папа еще несколько лет назад говорил, что начинает готовить тебя себе на замену. Как это происходило?
— Не сказать, что у нас с ним была какая-то специальная программа моего обучения. Он постепенно начал передавать мне решение каких-то вопросов начиная с незначительных. На Малой сцене я ставила спектакли давно, у меня их на счету уже семь, а Большую сцену по-настоящему осваиваю только сейчас. Мы перенесли сюда «Сказку рыбки золотой» и «Счастливый день Емели», а недавно состоялась премьера «Зимней сказки», которую от начала до конца я делала для Большой (или, как мы ее называем, Старой) сцены. В новой роли ощущаю себя вполне комфортно, все-таки это наш родной театр, где я работаю больше 15 лет, изнутри хорошо изучила его устройство. И чувствую себя полноправной продолжательницей семейного дела.
— Когда сам Юрий Юрьевич встал во главе «Уголка Дурова», театр сильно изменился. При Наталье Дуровой — старшей представления включали отдельные номера с животными, этакий цирк на сцене, а твой отец, ее младший брат, начал ставить полноценные спектакли с сюжетом, декорациями, музыкой. Ну а у тебя есть стратегические цели?
— Публика успела полюбить наши сюжетные спектакли, где главные роли исполняют животные. Ничего снимать с репертуара мы не собираемся, только будем пополнять его другими постановками. Сейчас главная задача — освоить Новую сцену.
Конечно, мы очень благодарны за содействие в ее строительстве мэрии Москвы и департаменту культуры, без них мы бы с этим сложнейшим делом не справились. Новая сцена — это и есть новый виток в истории театра.
— Легко ли было приучить зверей к непривычному помещению?
— Да уж непросто. Новые запахи, акустика, цвета, расположение объектов — это то, к чему так чувствительны животные. Но талант и опыт дрессировщиков сделали свое дело, там уже идут спектакли. С успехом прошла премьера обновленного новогоднего представления «Необыкновенное путешествие». Правда, со слонами и бегемотами возникли проблемы. Вести их на Новую сцену из старого помещения приходится через двор, где слышен шум машин, трамваев, да и холодно на улице. Вот и решили не рисковать здоровьем зверей, до весны они у нас на Новой сцене не работают. Впрочем, нам обещают построить переход, и тогда слоны и бегемоты предстанут перед зрителями независимо от погоды.
— Можно поподробнее, что приготовил театр для публики на новогодние каникулы?
— На Старой сцене идет «Зимняя сказка». Зрители увидят на сцене лис, попугаев, скунсов, фенека (это такая маленькая пустынная лисичка), хорьков, обезьянку, дикобразов, нутрий, слона и бегемота. В «Необыкновенном путешествии» создатель нашего театра Владимир Дуров и его спутник Журналист собираются в захватывающий круиз по разным странам, где им встретятся очень интересные животные: рыси, козочки, обезьянки макаки, морской лев, носухи, собаки, кошки, волки, верблюды и слон.
— У тебя большой опыт выступления с морскими львами, слонами, пони, барсуками, собаками. Но, наверное, с появлением новых обязанностей эту деятельность придется сократить?
— Ну уж нет, работа с животными остается для меня главной. Как и раньше, репетирую по 5-6 часов в день. А административной работой занимаюсь в другое время. В результате мой рабочий день длится 12 часов. Приезжаю к восьми утра, занимаюсь делами театра. А затем выхожу на сцену, где продолжаю повторять старые трюки и готовить новые, потому что нельзя стоять на месте. С группой молодых слонов мы каждый день репетируем что-то новое, как, впрочем, и с другими моими подопечными.
В нашей профессии главная движущая сила — любовь к животным и стремление радовать и удивлять публику. А, например, морских львов и слонов я просто не могу передать другому дрессировщику: они никого, кроме меня, к себе не подпустят. У нас даже рабочие по уходу за этими животными сперва проходят «курс молодого бойца» — общаются с более опытными коллегами, ночуют здесь, чтобы животные к ним привыкли. Без этого никак!
— Деликатный вопрос: кто из питомцев тебе особенно дорог?
— Никого не буду выделять — все они мне очень дороги. Даже те, которых уже нет, остаются в сердце и памяти. Помните, Гарри Поттер разделил свою душу на мелкие кусочки? Вот и я разделила ее на множество частей, которые отдала каждому из моих подопечных. Всем поровну, неважно, слон ли это, альпака, морской лев или собачка. Всех люблю.
Преданность и любовь даже самого колючего зверя сделают настоящим другом. Этому Наталью с раннего детства учили родители, а жизнь лишь подтвердила их правоту
Была у нас замечательная собака, которая в спектакле «По следам Снежной Королевы» выбегала в массовой сцене, где мы играли в снежки, выполняла свои трюки и убегала, забирая при этом один снежок. Для нее это была и работа, и игра. Вот и для меня все происходящее в нашем театре близко по ощущениям. Сейчас выступаю с молодой слонихой, которая любит импровизировать, вдруг может исполнить какой-нибудь трюк не по плану — и это тоже от того, что для нее работа, игра, азарт переплетаются в одно целое.
— Расскажи какие-то забавные случаи из спектаклей.
— Вот с барсуком Чуком был интересный эпизод. Мы после программы предлагаем интересующимся посмотреть репетицию новых номеров. Чук вышел на ковер, где перед тем работали медведи, почуял запах и: пошел по медвежьему следу. Совершенно забыл про свой номер, не обращал внимания на мои команды — так и дотопал до самых кулис. Любопытство пересилило служебный долг.
А когда мы с родителями работали в одном из цирков, там по стене неподалеку от слоновника проходила труба отопления с красным фигурным вентилем. И любопытная слониха начала крутить кран хоботом, в результате чего произошел потоп, по счастью, не всемирный.
Смешная история приключилась с козлом, которого я взяла крохотным. Чтобы он не скучал, посадила его к собакам. И через месяц мимо этой компании невозможно было пройти без смеха: мой козел начал... гавкать, то есть блеять отрывисто, резко — по-собачьи. Научился есть сухой корм, вдруг взялся воровать у собак мясо. Точно по пословице: с кем поведешься...
— Для тебя важно быть частью рода Дуровых?
— Конечно, здорово ощущать, что за тобой стоит великая династия. Но я не ставлю себя в один ряд с ее замечательными представителями — понимаю, что еще не заслужила. Мои родители делали такие номера, которые до сих пор никто не может повторить, и я только мечтаю освоить некоторые их трюки, ставшие классикой русского цирка. Уникальный вклад в наше искусство внесли и дедушка, прадедушка, наконец, прапрадед, который основал «Уголок», до сих пор остающийся единственным в мире театром зверей.
— Многие зрители помнят, какой колоритной фигурой была Наталья Дурова — старшая. Остались у тебя воспоминания о тете?
— Их не очень много. Мы с родителями, как это бывает с цирковыми семьями, постоянно ездили по стране и с тетей виделись лишь изредка, когда возвращались в Москву и приезжали к ней в театр. Помню, она всегда сидела за столом с папиросой «Беломорканал» и в шляпе. А рядом — ее знаменитый шимпанзе Яша, который почему-то не любил бородатых мужчин и дергал их за бороды.
Между прочим, впервые на сцене я оказалась благодаря тете. Мне было года три-четыре, мы пришли на спектакль. И вдруг во время действия Наталья Юрьевна говорит, что хочет познакомить зрителей с будущей артисткой. Вывела меня на сцену и предложила покормить пеликанов. А сама, представьте, ушла. И я осталась одна с огромными птицами, которые с жадностью смотрят на рыбу. Не знаю, что делать, от растерянности заплакала. При полном зрительном зале! Папа поднялся и забрал меня со сцены, а какая-то жалостливая зрительница подошла и угостила меня конфетой. В общем, триумфальным мой дебют на сцене никак не назовешь.
— Наталья Дурова могла прийти в мэрию или даже Кремль с обезьянкой на плече. А ты на такое способна?
— Тут мы с тетей точно разные. Да и не пустят меня со слоном или морским львом в Кремль. Так что приходится решать вопросы в больших кабинетах сугубо человеческими способами.
— Когда-то цирковая тема занимала заметное место в телеэфире — транслировались спектакли, снимались фильмы о выдающихся артистах. Нет ощущения, что ТВ о цирке подзабыло?
— Тут вы попали в точку. Очень жаль, ведь цирковое искусство — доброе и важное, особенно для детей. Если бы они почаще видели работу настоящих дрессировщиков, это укрепило бы в них любовь к братьям меньшим, смягчало бы души.
— Но некоторые зоозащитники уверяют, что животные в цирке — это дикость и насилие над природой.
— Подозреваю, что мы, артисты-дрессировщики, лучше зоозащитников знаем, как относимся к животным. Как ухаживаем за своими питомцами, любим их, развиваем, лечим. Животные для нас — отдельный мир, в котором мы от зари до зари, и так всю жизнь. Конечно, в любой профессии случаются недобросовестные люди — равнодушный врач, трусоватый пожарный или повар-воришка. Но мне повезло, в нашем деле я таких не видела. Может, потому что звери плохого человека за версту почуют?
Свежие комментарии