На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

544 подписчика

Свежие комментарии

  • Maxim
    В ГУЛАГ, в ЗаполярьеВице-премьер Хусн...
  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...

Кто заменит крейсер «Москва»?

Город Николаев всегда считался становым черноморским хребтом Новороссии. Само имя ему дал светлейший князь Потемкин-Таврический — в память победного штурма турецкой крепости Очаков, случившегося в день покровителя моряков, святителя Николая Мирликийского. Ушаков и Нахимов, Беллинс-гаузен, Лазарев и Корнилов — целый сонм великих русских флотоводцев долгое время пребывал на николаевских берегах.

Именно тут чуть ли не до середины ХIХ века находился Главный штаб Черноморского флота Российской империи.

Вместе с военными моряками этот город с самого начала подымали мастера-корабелы. Летом 1790-го здешняя верфь спустила на воду первый парусный фрегат «Святой Николай». Вскоре Николаев стал центром отечественного кораблестроения. Первая мировая война — новейшие линкоры и крейсера, эскадренные миноносцы и подводные лодки. В советские времена на николаевском Черноморском судостроительном заводе были построены все авианесущие крейсера СССР.

А еще с его стапелей сходили научно-поисковые суда для космических исследований, крупнейшие в мире китобазы и быстроходные паротурбинные сухогрузы. Это было единственное предприятие в стране, обладающее мощностями по производству ударных авианесущих кораблей различного типа длиной свыше 300 метров. В их числе был и первый советский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Знаменитый Судостроительный завод имени 61 коммунара — некогда градообразующее ядро Николаева, чьи эллинги уже третье десятилетие покрыты коркой ржавчины. После начала АТО корабелы получили долгожданный военный заказ из Киева. Им предложили выпускать переносные печи-«буржуйки» для нужд украинской армии.

Два года назад завод подал заявление о банкротстве...

«Буржуйками» не может жить предприятие, на потоке выпускавшее океанские рефрижераторы и большие противолодочные корабли. Гордостью николаевского судостроительного завода считались газотурбинные ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант». Головной корабль проекта 1164 первоначально получил наименование «Слава». Его приняли на вооружение 30 января 1983 года. Сразу после развала Союза ракетный крейсер встал в родном Николаеве на капремонт и модернизацию, на которую не оказалось средств. Возникла угроза списания на металлолом. В конце концов с киевской стороной расплатились бартером — корабельными артиллерийскими установками АК-630. Демонтированное вооружение украинские флотоводцы намеревались использовать для достройки однотипного крейсера «Украина», который так и не вступил в строй.

«Слава» была переименована в «Москву» четверть века назад. Сейчас флагман Черноморского флота лежит на 50-метровой глубине неподалеку от крымского мыса Тарханкут. Чья судьба трагичней — «Украины», догнивающей у дальнего николаевского причала, или погибшей в боевом походе «Москвы»? Впрочем, оставим в стороне риторические вопросы. Напомним только, что после Цусимской катастрофы 1904 года в России организовали Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования. Народной кубышки хватило на два десятка больших миноносцев и пару подлодок. Позже к ним прибавился скоростной эсминец «Новик».

Есть в Ялте чудесной красоты дворец эмира Бухарского Абдулахад-хана. Увы, с экскурсией по дворцу не погуляешь, это закрытая территория военного санатория ЧФ. В чем есть своя логика — хозяин среднеазиатской жемчужины дал миллион золотых императорских рублей на миноносец с нескромным названием «Эмир Бухарский». Кстати, кораблик отлично сражался с немцами на Балтике.

А нынче которую уже неделю по сети бродит характерная инфографика: якобы все новопостроенные боевые единицы ВМФ РФ стоят меньше, чем эскадра яхт наших олигархов. Но это так, к слову. А пока хотелось бы узнать, кто, где и когда начнет строить новый черноморский флагман взамен погибшего.

По словам капитана первого ранга, секретаря Военно-научного общества ЧФ Сергея Горбачева, специалисты ведут дискуссию о строительстве эсминцев проекта 23560 «Лидер» с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны.

«Водоизмещение у корабля более 20 тысяч тонн, значит, его вполне можно назвать линкором. Линейный атомный корабль «Москва», почему бы и нет?» — вопрошает Горбачев.

Однако ныне действующая федеральная кораблестроительная программа не предусматривает изделий подобного класса. Некоторым исключением служат разве что два универсальных десантных корабля «Севастополь» и «Владивосток», заложенные на керченском судостроительном заводе «Залив». Боевые ударные корабли, способные нести флагманский штандарт, пока не запланированы. Почему? Ответ прост. Максимум, на что способны наши верфи, — это ограниченная серия фрегатов водоизмещением до 5 тысяч тонн. Да и там темпы работ, мягко говоря, не впечатляют.

На сегодняшний день единственное решение проблемы — это освобожденный Николаев, где еще остались технологические линии для выпуска крупнотоннажных судов. Пусть порушенные, частично демонтированные, но все равно уникальное производство николаевских заводов может быть восстановлено.

Причем дело даже не в огромных сухих доках, цеховых пространствах и оборудовании, которое до сих пор позволяет строить тяжелые крейсера. Не менее важно и то, что николаевские корабелы сохранили память о могучих линкорах. И понимание, что только при России они создавали подобную мощь. А иначе в лучшем случае придется клепать пустые баржи для «европартнеров».

Есть на проспекте монумент корабелам и флотоводцам, который украинские власти собираются снести — ведь в основу его положена идея памятника «Тысячелетие России». Скульптурная группа, открытая в честь 200-летия города, — вокруг старинного морского глобуса выстроились фигуры Ушакова, Нахимова, Макарова. И плечом к плечу с российскими адмиралами корабельные мастера — символ прошлого и будущего Николаева.

Каким способом успокоить этот южный край, ныне до предела растревоженный войной? Не только дать людям работу и средства на жизнь. Не менее важно вернуть ощущение профессионального достоинства, которым много лет подряд жили поколения черноморских судостроителей. Шальная новость на днях прошла по николаевским мессенджерам: мол, когда придут русские, сразу будет заложено несколько кораблей.

Народ готов бегом бежать на стапеля. Многие всерьез обсуждают особенности конструкций, тоннаж, типы силовых установок и вооружения. Беда будет, если это фейк.

 

Ссылка на первоисточник
наверх