Это вольная экранизация «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга, которая стала последним произведением австрийского классика. Назавтра после того, как он отправил своим издателям рукопись новеллы, Цвейг вместе с женой принял смертельную дозу снотворного. Это случилось зимой 1942 года в Бразилии - на фоне мучительных переживаний писателя о судьбах покинутой им Европы, где уже вовсю полыхала Вторая мировая война.
Тема войны, нацистских зверств – путь и в прихотливо преображенном виде – нашла отражение и в новелле Цвейга, и в фильме. Главный герой, преуспевающий венский адвокат Йозеф Барток (Оливер Мазуччи), который помогал австрийской знати переводить деньги в заграничные банки, был оперативно арестован вошедшими в Вену нацистами и помещен в одиночный номер гостиницы «Метрополь». С казарменной обстановкой и крохотным оконцем, из которого можно увидеть только кусочек неба. По сути, шикарный отель оказался для главного героя тюрьмой. И не только для него одного: время о времени через стены номера до него доносятся крики истязаемых нацистами жертв.
У Бартока гестаповцы стараются выяснить адреса и коды счетов, на которых хранятся огромные деньги. Пытают юриста до поры до времени не физическим насилием, а полным одиночеством, которое длится дни, недели, месяцы. Через какое-то время Барток начинает сходить с ума от своего вынужденного затворничества и подступающего отчаяния. Помогает ему выжить сборник шахматных партий, который он незаметно выкрал у своего мучителя – холеного офицера гестапо Бема (Альбрехт Шух) во время одного из допросов.
Сначала Барток изучает партии по книге, потом делает фигурки из хлебного мякиша. Потом, когда книгу найдут и отнимут, играет в шахматы по памяти, день за днем оттачивая свои мыслительные способности. И когда год спустя неожиданно оказывается на свободе, на борту океанского лайнера, который везет его в Америку, Бартоку волею обстоятельств предстоит сразиться с чемпионом мира по шахматам Мирко Чентовичем. И в итоге победить его.
Сюжет новеллы всегда казался мне надуманным, чересчур литературным, умозрительным. Таковым он остался и в «Королевской игре», хотя и был основательно доработан авторами фильма. Но режиссеру Филиппу Штёльцлю, известному по клипам группы Rammstein и нескольким ярким картинам, среди которых «Молодой Гете в любви», «Лекарь. Ученик Авиценны», «Я никогда не был в Нью-Йорке», удалось перевести повествовательную и как бы жизнеподобную манеру письма новеллы в условную, метафорическую, образно насыщенную стилистику фильма.
На выходе получился напряженный, временами леденящий душу психологический триллер, где историческая реальность перемешивается с фантазиями, трезвая явь - с больными видениями героя, а прошлое проникает в настоящее, и наоборот. Следить за этими кафкианскими переключениями сюжета и внезапными перевоплощениями героев (так, у шахматного короля Чентовича в какой-то момент окажется лицо гестаповца Бема) чрезвычайно интересно, хотя ближе к финалу становится и немного утомительным.
Лично меня этот блестяще снятый, но холодный фильм эмоционально, чувственно не захватил, как захватил, к примеру, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и некоторые другие по-настоящему великие антивоенные картины. «Королевская игра» способна принести, скорее, известное интеллектуальное наслаждение – подобно тому, как способна подарить его блистательно разыгранная шахматная партия. Но в шахматах разбираются и хорошо в них играют далеко не все…
Свежие комментарии