На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета Труд

547 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Сдох...В США умер летчик...
  • Россиянин
    Прием Украины в ЕС, означает войну между РОссией и ЕС. Тогда мы спокойно начнем бомбить польский Жешув.В Кремле ЕС преду...
  • Галина 123
    Да. Доходит. Но очень медленно.Может продолжать ...

Сильный ход

Это вольная экранизация «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга, которая стала последним произведением австрийского классика. Назавтра после того, как он отправил своим издателям рукопись новеллы, Цвейг вместе с женой принял смертельную дозу снотворного. Это случилось зимой 1942 года в Бразилии - на фоне мучительных переживаний писателя о судьбах покинутой им Европы, где уже вовсю полыхала Вторая мировая война.

Тема войны, нацистских зверств – путь и в прихотливо преображенном виде – нашла отражение и в новелле Цвейга, и в фильме. Главный герой, преуспевающий венский адвокат Йозеф Барток (Оливер Мазуччи), который помогал австрийской знати переводить деньги в заграничные банки, был оперативно арестован вошедшими в Вену нацистами и помещен в одиночный номер гостиницы «Метрополь». С казарменной обстановкой и крохотным оконцем, из которого можно увидеть только кусочек неба. По сути, шикарный отель оказался для главного героя тюрьмой. И не только для него одного: время о времени через стены номера до него доносятся крики истязаемых нацистами жертв.

У Бартока гестаповцы стараются выяснить адреса и коды счетов, на которых хранятся огромные деньги. Пытают юриста до поры до времени не физическим насилием, а полным одиночеством, которое длится дни, недели, месяцы. Через какое-то время Барток начинает сходить с ума от своего вынужденного затворничества и подступающего отчаяния. Помогает ему выжить сборник шахматных партий, который он незаметно выкрал у своего мучителя – холеного офицера гестапо Бема (Альбрехт Шух) во время одного из допросов.

Сначала Барток изучает партии по книге, потом делает фигурки из хлебного мякиша. Потом, когда книгу найдут и отнимут, играет в шахматы по памяти, день за днем оттачивая свои мыслительные способности. И когда год спустя неожиданно оказывается на свободе, на борту океанского лайнера, который везет его в Америку, Бартоку волею обстоятельств предстоит сразиться с чемпионом мира по шахматам Мирко Чентовичем. И в итоге победить его.

Сюжет новеллы всегда казался мне надуманным, чересчур литературным, умозрительным. Таковым он остался и в «Королевской игре», хотя и был основательно доработан авторами фильма. Но режиссеру Филиппу Штёльцлю, известному по клипам группы Rammstein и нескольким ярким картинам, среди которых «Молодой Гете в любви», «Лекарь. Ученик Авиценны», «Я никогда не был в Нью-Йорке», удалось перевести повествовательную и как бы жизнеподобную манеру письма новеллы в условную, метафорическую, образно насыщенную стилистику фильма.

На выходе получился напряженный, временами леденящий душу психологический триллер, где историческая реальность перемешивается с фантазиями, трезвая явь - с больными видениями героя, а прошлое проникает в настоящее, и наоборот. Следить за этими кафкианскими переключениями сюжета и внезапными перевоплощениями героев (так, у шахматного короля Чентовича в какой-то момент окажется лицо гестаповца Бема) чрезвычайно интересно, хотя ближе к финалу становится и немного утомительным.

Лично меня этот блестяще снятый, но холодный фильм эмоционально, чувственно не захватил, как захватил, к примеру, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и некоторые другие по-настоящему великие антивоенные картины. «Королевская игра» способна принести, скорее, известное интеллектуальное наслаждение – подобно тому, как способна подарить его блистательно разыгранная шахматная партия. Но в шахматах разбираются и хорошо в них играют далеко не все…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх